«Кловерфилд, 10»: Монстры всюду, но ты победишь
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о дебютном полнометражном фильме режиссера Дэна Трактенберга.
«Кловерфилд, 10» многими критиками определен как «кровный родственник фильма „Монстро“», вышедшего в 2008 году. Что ж, если так, то на роль «матери» этого триллера по праву претендует короткометражка «Портал: Некуда бежать» — первая значимая лента Дэна Трактенберга, очень красивая, философская и не без грусти. Завязка «Кловерфилда» очень напоминает начало «Портала», но на этом сходство заканчивается. Далее «ребенок» демонстрирует уникальность.
Юная американка, будущий дизайнер Мишель (Мэри Элизабет Уинстед) тайно покидает дом жениха Бена, оставляя на столе ключ от жилья и подаренное Беном кольцо. Причина бегства девушки неясна, но страдание в темных глазах, подрагивание губ и судорожность движений, когда она собирает вещи, заставляют думать о том, что Мишель — жертва чего-то ужасного.
В том, что потом героиня попадает в аварию, теряет сознание, а после приходит в себя в помещении, похожем на тюремную камеру, есть горечь безысходности — как ни старайся, от судьбы не уйти, жертва всегда будет жертвой. Однако Мишель, на удивление, решительно протестует против рока: будучи прикованной за ногу к стене каменного «мешка», дотягивается до лежащего в нескольких метрах от нее телефона, поняв, что из-за отсутствия сигнала позвонить спасателям невозможно, проворно одевается (притом что одна ее нога сильно повреждена). Собравшись, пытается найти хоть какое-нибудь отверстие, через которое она может выбраться наружу.
Планы нарушает пожилой мужчина крупного телосложения (Джон Гудман), пришедший в комнату с едой и информацией. Мишель узнает, что незнакомца зовут Говард, что он спас ей жизнь, забрав с места аварии, а находятся они сейчас в построенном им подземном бункере. Говард без тени смущения рассказывает, что создавал это убежище долгие годы, потому что всегда знал: кто-нибудь да нападет, не русские, так марсиане. И вот это случилось. Неизвестно, какая из вражьих сил пришла с мечом, но воздух там, на воле, отравлен — всякий, кто вдыхает его, покрывается пятнами и умирает.
Может, потому что лицо спасителя не слишком приятно, Мишель не верит в рассказ об опасности, которая подстерегает ее на земле. Сомневается она в этом даже тогда, когда встречает в бункере славного паренька Эммета (Джон Галлахер-младший), подтверждающего правоту Говарда. «Я помогал ему со стройкой, а когда все началось, успел добежать до него», — доверительно делится Эммет с девушкой. Героиня все же считает Говарда маньяком и держится такой линии поведения, что получает от него своего рода комплимент: «Да, ты настоящий боец». Разумеется, после этого он усиливает наблюдение за своей то ли пленницей, то ли гостьей (нам сначала сложно определить статус, и это одно из достоинств картины), и кажется, что Мишель никогда не узнает правду. Однако упадническое «Некуда бежать» Трактенберг оставил в прошлом. Теперь зрителю суждено удивляться, сопереживать героине и подбадривать ее: «Ты молодец, детка, ты борешься, беги, у тебя все получится».
Казалось бы, в «Кловерфильде, 10» нет ничего сверхоригинального в плане истории: физически несильный человек в критических обстоятельствах пытается преодолеть трудности, выйдя за грани своих возможностей. Но, во-первых, привлекательна интрига. Есть ли монстры? Где они — рядом или на поверхности земли? А если они всюду, то как спастись? Во-вторых, подкупает сила характера героини, которую на активные действия никто не вдохновляет. Нет здесь этакой феи-крестной, помахивающей волшебной палочкой, тогда как во многих других фильмах «фея» присутствует (вспомним хотя бы «Гравитацию», где героиню на чудеса мужества сподвигал образ покойного коллеги). Здесь девушка почти всегда вынуждена действовать по принципу «сама-сама-сама», и это у нее выходит без поигрывания несуществующими бицепсами, а так по-девичьи, по-дизайнерски, — очень органично, симпатично и, главное, убедительно. Мишель доказывает, что печать жертвы — это не навсегда.
Еще один плюс ленты в том, что наряду с напряжением, ожиданием страшного, она дает и возможность расслабиться — посмеяться от души над комичными ситуациями. Чего стоит, например, признание одного из героев, явного параноика: «Я знаю, я произвожу впечатление здравомыслящего мужчины, но тогда меня переклинило».
Кстати, я сознательно не останавливаюсь на работе актеров — абсолютно все они играют, как дышат.
Многие критики, высоко оценивая эту ленту, говорят, что успех вряд ли был бы возможен без продюсеров Джей Джей Абрамса и Дрю Годдарда. Безусловно, заслуга их велика. Однако было бы ошибкой умалять и роль режиссера Трактенберга, который смог оставить свой след на порядком изъезженной дороге темы «Не отступать и не сдаваться».