18+
11.09.2019 Тексты / Рецензии

​Кому-то банкротство — праздник

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О противостоянии финансовых столпов в драме «Дефолт» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Оригинальное название фильма режиссера Чхве Гука-хи звучит как «День национального банкротства», практически в стилистике названий государственных праздников. В этом есть своя соль: в картине отражено, как на крахе сильной экономики наживаются не только дальновидные бизнесмены, но и чиновники высшего звена. Перефразируя известное высказывание, «Кому дефолт, а кому отец родной».

Лента рассказывает о событиях в Южной Корее, происходящих в свете финансово-экономического кризиса, потрясшего в 1997 году страны Юго-Восточной Азии.

Поначалу дается радужная картина, призванная убедить: ничто не предвещает экономической катастрофы, нет поводов для опасений. Банки набирают амбициозных перспективных работников, платят им хорошую зарплату плюс премиальные. Малые предприниматели, пользуясь возможностью кредитоваться под небольшой процент, развивают новые направления бизнеса. Граждане покупают автомобили, дома, предметы роскоши. Тут стоит отметить, что в начале 90-х южнокорейская экономика отличалась высокими темпами роста, наряду с экономиками Таиланда, Малайзии, Индонезии и Сингапура, что впоследствии было названо «азиатским чудом».

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Однако тревожные звоночки раздаются один за другим: падают акции крупнейших компаний, зато растет курс доллара. Малый бизнес в качестве оплаты получает ничем не подкрепленные вексели. Увеличиваются случаи задержек заработной платы, увольнений.

В затишье перед бурей нам показывают разных людей. Молодой, умный и честолюбивый менеджер крупнейшего банка Юн Джен-Хак (Ю А-ин), быстро смекает, что ему выгоднее уволиться и максимально использовать сложившуюся ситуацию. Предприниматель Хан (Хо Джун-хо) переключает радио, передающее выпуск новостей, на другую волну — чтобы его работники, услышав не слишком оптимистичные сообщения, не паниковали. Представители государственных финансовых учреждений ведут себя по-разному: кто-то растерянно, еще не до конца веря в происходящее, пытается его осмыслить, а кто-то холодно прикидывает, какие блага он может получить от надвигающегося коллапса.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


В ряду чиновников особняком стоит глава департамента Центробанка Кореи по денежно-кредитной политике Хан Ши-юн (Ким Хе-су). Эта хрупкая, но волевая женщина одна из первых поняла, что происходит в стране и чем это может закончиться. Четко оперируя цифрами, напоминая, что объем резервного фонда тает с каждым днем, она предлагает решения, которые помогут хоть как-то поддержать экономику, не допустить полного разорения национальных корпораций, избежать массовых увольнений граждан. Однако в пику ей постоянно выступает заместитель министра финансов (Чо У-джин), требующий обратиться в Международный валютный фонд. Замминистра, конечно, одержит вверх, представитель МВФ (Венсан Кассель) прибудет в Сеул, и случится то, что потом назовут унижением государства: Южная Корея, получая ссуду, выполнит ряд требований фонда, жестко ударяющих по экономике. В частности, под давлением будет повышена кредитная ставка, открыты рынки для крупных зарубежных компаний, получивших право поглотить местный бизнес... Это станет поражением и для Хан Ши-юн, но она, к чести своей, будет бороться до конца.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Возможно, кому-то фильм покажется не слишком понятным из-за обилия терминов, скучноватым, неактуальным. Возражу: поскольку в последние несколько лет вышло немало картин подобной тематики, та же «Игра на понижение» Адама Маккея, проблематика экономических кризисов перестала быть сродни вопросу, например, квантового поля. Зритель из грамотно прописанных диалогов, где обычные слова соседствуют с профессиональной лексикой финансистов, может ясно представить себе, о чем идет речь. Масштабные события отражаются в судьбах разных людей, в том числе простых, а значит, есть место эмоциям — страданиям, гневу, отчаянию. При наличии нескольких центральных героев акцент делается на Хан Ши-юн, а ей можно симпатизировать, что зритель и делает.

Что до актуальности, то на фоне часто звучащих сегодня в России разговоров о надвигающемся кризисе каждому из нас стоит подумать о том, насколько он готов к вызовам и как может защититься. «Дефолт» напоминает, что спасение утопающих — это дело рук самих утопающих.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Лекарство против смерти

Жаннат Идрисова

​Синонимы — не антонимы

Читать по теме

​«Собаки, возьмите к себе человека»

О новой жесткой книге Сергея Солоуха пишет ведущий обозреватель Rara Avis Александр Чанцев.

19.04.2016 Тексты / Рецензии

​Редкая птица

Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова о том, как «Хохлатый ибис» улетел с «Золотым Святым Георгием» с 39 Московского международного кинофестиваля.

12.07.2017 Тексты / Рецензии

Михаил Фрейкман и «тот самый квартирный вопрос»

18 декабря археолог Михаил Фрейкман рассказал о тех сложных процессах, которые тысячи лет назад привели к появлению письменности на Ближнем Востоке. Встреча состоялась в Библиотеке им. Добролюбова в рамках культурно-образовательной программы проекта «Эшколот», при поддержке фонда «Генезис».

27.12.2017 Тексты / Статьи

​Сплошное паразитство

О великолепии тьмы в фильме-победителе Каннского фестиваля — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

26.06.2019 Тексты / Рецензии