18+
10.12.2015 Тексты / Авторская колонка

​«Горячее сердце» Перегудова

Текст: Фазир Муалим

Фотография из архива автора

Поэт и театральный критик об авангардных находках Егора Перегудова и тайне «Горячего сердца» Островского.

Бывает так, что оказываешься в незнакомом городе, и все тебе не нравится тут: и скучно, и грязно, «и некому руку подать» — и тянет прочь. Но потом случается что-то такое, что переворачивает твое представление о нем, перечеркивает твои первые эмоции. Это происходит, как наступают утренние сумерки — неожиданно и в то же время постепенно. И ты уже забываешь, что вот только что была ночь и мрак.

Нечто подобное со мной случилось на спектакле Егора Перегудова «Горячее сердце» (по Островскому) в «Современнике».

Дело в том, что перед тем, как пойти в театр, я посмотрел небольшой репортаж с участием режиссера и некоторых актеров, сыгравших в спектакле. И уже настроил себя на предвзятое отношение, потому что Перегудов, мне показалось по репортажу, оправдывался за то, что «в работе с текстом мы использовали некоторые достижения современной драматургии». Придя же на само представление и увидев декорации на сцене — какие-то авангардные высокие конструкции, огромная подводная лодка, велосипед, — я решил: опять будут хлестать Островского.

Занавес открывается, а там — дымище, пожар. Это курит Параша, дочь именитого купца Курослепова. На сцене суетится пожарная команда

Зритель, успевший в последние минуты до начала, шел к своему месту со словами: «Самый верхний ряд? Ладно. Буду на всех плевать свысока». Я про себя подумал: «Хорошо, если только плевать. Ведь если в классическом понимании катарсис — это очищение слезами или смехом, то в современном катарсис — очищение блевотиной».

Персонаж, который просто упоминается в пьесе, «помешанный от театру барин» Хватский, зачем-то выведен в рассказчики. А чтобы он мог говорить, ему отданы слова и реплики других героев, которым при таком раскладе места в постановке уже не нашлось. Этот Хватский и открывает занавес, представляя, что сюжет разыгрывается на сцене. Своеобразный «театр в театре». Но то ли задумка непонятна самому режиссеру, и он не смог красиво завершить ее, то ли смысл не ясен мне, зрителю, но рассказчик, Хватский, ближе к концу просто уходит со словами: «Дальше разбирайтесь сами».

Итак, занавес открывается, а там — дымище, пожар. Это курит Параша, дочь именитого купца Курослепова. На сцене суетится пожарная команда. Для чего она введена в спектакль — понятно: в дальнейшем она изображает гребцов, песенников, арестантов, разный люд и, самое важное, двигает декорации, когда это необходимо. А вот для чего сам пожар — еще одна загадка. Неужели только для напоминания — курение небезопасно и «вредит Вашему здоровью», как предупреждают нас в программке спектакля? Тогда стоило сделать еще и предупреждение для зрителей, восприимчивых к сырости: на сцене льется много жидкости — ведрами, стаканами и даже изо рта (богатый подрядчик Хлынов набирает в рот шампанского вина и стреляет им: дурачится).

Зритель в зале немного странный, со своеобразным чувством юмора. Он радуется так непредсказуемо! Например, каждый раз, когда кто-то опрокидывает бокал, зритель встречает это аплодисментами, как будто ему самому этот бокал поднесли. Или в другой сцене, когда Параша, убегая из отчего дома, (зачем-то!) обливает дом бензином из канистры и собирается его поджечь — восторг. Я бы предположил, что у людей какие-то социально-политические ассоциации (недавний поджог дверей художником Павленским, например), но — нет. На реплику Курослепова «Ну, ты знаешь, как сейчас с турками. Мы этот бой выиграли» — ноль реакции: ни браво, ни фи-и. Так что зрительские ассоциации в современном театре — это тема для отдельного тщательного исследования.

Кстати, в антракте я ходил по этажам и прислушивался, что говорят зрители.
«Пойдем? — А смысл оставаться-то?», «Муть какая-то», «Хороший спектакль», «Я даже заснула». Между прочим, был момент, когда я и сам чуть не задремал. Но тут случилось то чудо, с описания которого я начал свой отзыв.

Островский традиционно считается бытописцем, но Егор Перегудов в интервью говорит, что они пытались передать поэзию текста и образов драматурга, проследить «затерявшиеся где-то когда-то жизни»

Под конец первой части спектакля появляется Хлынов (Артур Смольянинов). Я пока не нахожу слов, чтоб описать, что такое — его игра. Сидишь спокойно в полудреме, и вдруг чувствуешь: ты охвачен водоворотом, подхвачен ураганом и — все внимание приковано к сцене. Возможно, местами он переигрывает, но и это у него настолько убедительно получается, что сама мысль о такой возможности приходит только по окончании спектакля, когда начинаешь анализировать, и удивляться, и сомневаться: может ли современный актер так прекрасно играть?! Может. Все-таки может. Кажется, Смольянинов настолько переполняется ролью, что покрывает, оттеняет недостатки или странности происходящего на сцене. Его игра оправдывает все. Даже подводную лодку вместо обычной в пьесе Островского. А какие у него монологи!

Островский традиционно считается бытописцем, но Егор Перегудов в интервью говорит, что они пытались передать поэзию текста и образов драматурга, проследить «затерявшиеся где-то когда-то жизни» (А.Григорьев), вернуть горячее сердце из безвременья и перенести в вечность, которую можно приспособить к любому времени. Однако, на мой взгляд, линия «горячего сердца» как раз таки прочерчена смутно и неуверенно. По-моему, все дело в актере, который играет Гаврилу: ему слишком много лет для этой роли. Согласитесь, что, к примеру, эти слова должен говорить совсем юный человек: «И как должно быть это приятно, в такую погоду, вечерком, и с девушкой про любовь говорить! Что в это время чувствует человек?». Иначе он выглядит странновато. А героиню впервые очень правильно играет Светлана Иванова. Своенравная, дикая, но и наивная, избалованная дурочка Параша — мне кажется, она такая и есть у Островского. Матрена (Дарья Белоусова) — совсем размытая. Как, впрочем, и Вася Шустрый (Шамиль Хаматов). Но что-то мне подсказывает, что роль Васи будет развиваться, а Матрены — нет. Похоже, что Хаматов раздумывает и еще не определился, каков его герой.

Заслуженный артист России Василий Мищенко (Курослепов) рассказывает: «Мы на репетициях спрашивали режиссера: почему „горячее сердце“? Ответа мы так и не услышали. Но я думаю, ответ даст зритель».

Я, как один из зрителей, отвечаю таким образом: я пока тоже не разобрался, почему и насколько горячее сердце.

«Горячее сердце»

Содержание. В дочь богатого купца Курослепова (от первой жены) Парашу влюблены двое: сын разорившегося купца Вася Шустрый и приказчик Гаврило. Параша выбирает себе в женихи Васю. Однако обстоятельства вынуждают ее изменить свое решение. Когда Вася оказывается под арестом, Параша убегает из дому, чтобы найти его и уговорить записаться «на Кавказ и прямо чтоб сейчас на стражение». Но Вася предпочитает быть выкупленным богатым подрядчиком самодуром Хлыновым и идет к нему в шуты. Параша глубоко оскорблена таким его поведением и, возвратившись домой, выходит за Гаврилу, который сопровождал ее во время побега, чтобы одной ей не пропасть в пути.

Справка RA:

Читать дальше


Другие материалы автора

Фазир Муалим

​«Вишневый сад». Путеводитель

Фазир Муалим

Театральная обочина