18+
12.04.2017 Тексты / Рецензии

​Время первых – эпоха лучших

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат героико-патриотическом фильме режиссера Дмитрия Киселева.

По моим наблюдениям и по отзывам в Сети, на «Время первых» не идут толпами. Например, сеанс, на котором я была, проходил в полупустом зале. Но многие из тех, кто посмотрел картину (здесь ориентируюсь на рассказы друзей, коллег и, опять же, отклики в Сети), дома принимались читать о событии, легшем в основу фильма. Видимо, история кажется настолько фантастической, что люди хотят удостовериться и ответить на свой вопрос: Это действительно было?

Да, это было. Март 1965 года. Первый полет космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева к звездам на корабле «Восход-2». Леонов тогда впервые в истории человечества вышел из корабля в открытое космическое пространство и осуществил видеосъемку. И если бы все сложилось так, что подготовились, стартовали, вышли на орбиту, выполнили задачи, благополучно приземлились, получили звания-ордена и любовь народа, то все было бы замечательно, но фильм вряд ли бы получился. Как говорится, что снимать? Ни конфликта, ни противоречий, ни серьезных испытаний.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Однако жизнь продиктовала иной сценарий. Она подготовила первопроходцам и в полете, и при посадке корабля, и после приземления такое количество ситуаций, в которых проявился их характер и находчивость, что фактура для кинематографистов подобралась в прямом смысле слова фантастическая. То, что скафандр Алексея Леонова (в фильме его играет Евгений Миронов) в условиях открытого космоса деформировался, раздулся так, что космонавт не мог какое-то время пролезть в люк и вернуться на корабль, для многих не новость. Как и то, что Леонов самостоятельно, без консультации с Центром управления полетами нашел выход: уменьшил скафандр, стравив из него излишнее давление. Но вот о моменте, когда в корабле из-за разгерметизации опасно повысился уровень кислорода, о необходимости для Павла Беляева (в фильме – Константин Хабенский) совершать посадку на ручном управлении знают, пожалуй, только те, кто всерьез интересуется историей космонавтики. Да и о двух сутках, проведенных после приземления в зимней тайге, тоже не всем ведомо.

Почему сплошные форс-мажоры, как кричит в заснеженном лесу один из героев, «Почему все через жопу-то?» Фильм отвечает на этот вопрос эпизодом, когда легендарный конструктор Сергей Павлович Королев (Владимир Ильин) сообщает коллегам о переносе даты полета – с 1966 на 1965 год и объясняет: решение «сверху» вызвано информацией, что США ускорили работу в этом направлении. В условиях тогдашней холодной войны Советский Союз не мог уступить пальму первенства. Это грозило потерей престижа мировой космической державы. Сокращение срока подготовки не могло сказаться на ее качестве: что-то было упущено, что-то не предусмотрено.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Поэтому главный конфликт фильма – конфликт государства и героев, проходящих через тяжелые испытания. Противостояние это, разумеется, опосредованное, ведь Леонову и Беляеву приходится бороться не с самой системой, а с ее порождениями в виде технических недоработок, несовершенных инструкций и так далее. Они справляются, не теряя самообладания и чувства юмора.

Да, и не меньшего, а порой и большего сопереживания удостаивается и третий главный персонаж фильма – генеральный конструктор. Владимир Ильин при внешнем несходстве со своим героем (Королев был красив, а типаж Ильина можно охарактеризовать как «простоватый») убеждает: на экране – настоящий Генеральный, гений инженерной и конструкторской мысли. Особый акцент сделан на том, что Сергей Павлович – человек с большой буквы, который дорожит людьми, беспокоится об их благополучии (слово «беспокоится» в этом случае не передает всей силы чувств героя). Строка из биографии Королева: он скончался от сердечной недостаточности меньше чем через год после полета «Восхода-2», в январе 1966-го.

Отдельных слов заслуживает фигура командира экипажа, Павла Беляева. Он всегда был несколько в тени своего напарника, но если разобраться, его вклад в успешное завершение операции, выполнение почти всех поставленных задач, ничуть не меньше, чем леоновский, а в чем-то и больше. Его рассказ о военном прошлом – своего рода, откровение о личной драме. Оно дает представление о потенциале Беляева и понимание: этот, так непросто давшийся ему, 40-летнему мужчине, полет – большая удача, главное достижение в жизни.

Если что-то и может не понравиться во «Времени первых», так это нет-нет да и прорывающийся чрезмерный героический пафос. Но даже и этот условный недостаток не портит хорошего впечатления о фильме и не убивает легкую ностальгию по эпохе лучших.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

Фильмы военных лет — смотреть и помнить

Жаннат Идрисова

​«Тарелка» раздора

Жаннат Идрисова

​Безупречная женщина в «голом»