18+
06.02.2017 Тексты / Рецензии

​«Тарелка» раздора

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат фантастическом блокбастере Федора Бондарчука «Притяжение».

Бондарчука можно, пусть и с некоей долей условности, назвать батальным режиссером: практически все его предыдущие фильмы (хоть список и невелик) были о войне. Тот же «Обитаемый остров» — не без вооруженного противостояния.

«Притяжение» уже называли картиной о любви, толерантности, выборе, фильмом воспитания (по аналогии с романом воспитания). Это верно. Однако война на первом плане. Все воюют со всеми, в том числе и с собой. Битвы порой выглядят комично — из-за ляпов и сюжетных провалов. И тем не менее это битвы.

Современная Москва, Чертаново, теплый сентябрьский вечер. На улицах, во дворах района — толпы людей. Местные жители и москвичи из других районов, ждут небывалого метеоритного дождя. Как уверяют астрономы, следующий такой же будет только через 50 лет, отсюда и ажиотаж.

Главные герои — старшеклассница Юля Лебедева (Ирина Старшенбаум) и ее парень Артем (Александр Петров), занимают удобное место на одной из крыш. Молодой человек не отягощен интеллектом (имя «Ромео» у него ассоциируется, прежде всего, с зарубежным автопромом), зато от искр из его глаз, кажется, можно прикуривать. Девушка же хоть и умна, но измучена придирками и запретами строгого отца-полковника (Олег Меньшиков). Поэтому удивительно ли, что спустя некоторое время парочка уединяется в квартире Юлиной подружки Светы (благо та живет в этом же доме) и страстно целуется, причем не собираясь ограничиваться поцелуями? Нет, пока все в логике жизни.

Фотография с сайта kinopoisk.r
1 3

Светка (Дарья Руденок) в это время на крыше кутается в розовое пальтишко и пытается высмотреть метеоритные «дождинки». Пара секунд — и в небе появится охваченный огнем «одноглазый» шар, и это последнее, что увидит бедная школьница. Корабль инопланетных пришельцев свалится ей буквально на голову.

Для чего создатели убили добрую, похожую нарядами на Барби, девочку — для меня, признаюсь, остается загадкой. Если для того только, чтобы сделать ее гибель причиной Юлиной ненависти к пришельцам, то зря. Не очень убедительно: ни особой скорби не наблюдалось у дочки полковника Лебедева, ни злобы. И, кстати, никуда не деться от мысли, что Света — единственная жертва московской катастрофы.

Между тем событие, именуемое в тут же активизировавшихся СМИ не иначе как ЧП (!), обрастает сопутствующими эпизодами. К месту падения стягиваются силовики, по периметру выставляется оцепление. Мастер самопиара депутат Полескин отправляется устанавливать контакт с пришельцами.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

В экстренном порядке собирается заседание Совета Безопасности РФ. И выясняется, что в этой части кино и жизнь очень сильно разошлись: если в реальности в Совбезе председательствует глава государства, то в «Притяжении» первое кресло занимает чиновник (Сергей Гармаш), который поправляет и снимает очки совсем как нынешний министр иностранных дел Сергей Лавров. Можно, конечно, предположить, что Гармаш изображает российского президента, однако этот номер у зрителя не проходит — портрет настоящего Владимира Владимировича показывают на экране телевизора наряду с фото других иностранных лидеров. Вполне жизнеспособно лишь следующее объяснение: российский президент отправился обсуждать проблему с НЛО на внеочередном саммите большой «восьмерки», поручив полковнику Лебедеву управлять Москвой.

Товарищу полковнику меж тем, справиться бы с собственной дочкой, которая и раньше воевала с ним, а теперь усилила атаки, потому что в ней самой — столкновения чувств и нравственных установок. Пришелец — друг или враг? Спасти его от смерти или нет? А дальше как — помогать или вытолкнуть в холод или неизвестность? Война с собой порождает у девушки такую агрессию, что жесткий, но сдержанный отец в какой-то момент кричит: «Юля, у меня „тарелка“ упала! Можешь ты хоть сейчас мне помочь?!!» (Шарообразный объект именуется «тарелкой», видимо, в соответствии с принципом «Какая разница?») Дочь желчно парирует: «Интересно, чем ты будешь прикрываться, когда все закончится».

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Артему не легче, у него свои битвы — за любовь, друга, собственную территорию. А потом, в злобе и отчаянии он призовет десятки, сотни жителей района, чтобы выступить единым фронтом против пришельцев.

Игру Александра Петрова трудно оценить иным слово, нежели «блестяще». Его герой не всегда понятен и последователен, но это тот самый узнаваемый тип нашего мужчины, который вытащит любимую из беды, однако потом и убьет в приступе ревности. Ирина Старшенбаум тоже отлично справилась со своей задачей. Единственный связанный с ней негатив может быть таким: не всех, вероятно, устроит, что Бондарчук, вдохновленный западной идеей нового матриархата, назначил на пост супермена юную барышню. По нашим представлениям, спасателем мира (в данном случае, Москвы) должен быть хороший парень — примерно как Артем, только поумнее и подобрее.

Олегу Меньшикову наверняка было очень непросто: требовалось изобразить заматеревшего вояку, создать образ, который, казалось бы, немыслим без штампов. Актер ожидаемо оказался на высоте: сразу же отмел у зрителя опасения, что предстанет тупоголовым военным чином из похожего голливудского проекта или, того хуже, слегка модернизированным тренером Тарасовым из «Легенды №17».

Жаль, что не удалось в полной мере проявить себя Риналю Мухаметову, талантливому молодому артисту, который был очень хорош в сериалах «Манекенщица» и «Екатерина». Исполненная им роль инопланетного гостя — не очень большая и не слишком выразительная, хотя и важная. В финале выяснится, что его персонажу тоже пришлось чуть ли не махать шашкой, убеждая соотечественников в дружелюбности землян.

Стоит ли смотреть «Притяжение»? Безусловно. Хотя бы потому что таких картин у нас еще не было. Нужно ли ждать впечатлений, как от зарубежных молодежных лент вроде «Голодных игр» Гэри Росса, что обещают некоторые эксперты? Вряд ли. Но то, что наш фильм лучше, например, «Пятой волны» Дж. Блэйксона — это даже не обсуждается.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Дворянин в дуэлянтстве

Жаннат Идрисова

​«Ла-ла Ленд» — философское шоу