18+
22.11.2017 Тексты / Рецензии

​Страшная трапеза

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: предоставлена кинопрокатной компанией «Провзгляд»

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о драме «Ужин» режиссера Орена Мувермана.

Этот фильм, снятый по одноименному роману Германа Коха, значительно уступает первоисточнику. И поначалу трудно уловить, почему в фильме магии искусства меньше, чем в книге, ведь авторы почти не отступили от оригинала (кстати, сам Кох тоже участвовал в написании сценария). Но ближе к финальным титрам начинаешь понимать, в чем дело.

В одном из вашингтонских ресторанов класса люкс зарезервирован столик на четыре персоны. Заказ сделал Стэн Ломан (Ричард Гир) — известная личность, конгрессмен, ведущий борьбу за губернаторское кресло. (В книге действие происходит в Голландии, а политик Ломан претендует на пост премьер-министра, но это незначительная, не особо влияющая на сюжет «погрешность»). Стэн объясняет помощнице Нине (Одиперо Одуйе), что у него с женой Кейтлин (Ребекка Холл) семейный ужин, встреча с младшим братом Полом и его супругой Клэр. Нина сомневается, что у этих посиделок нет политической подоплеки, но такова уж доля у секретарей конгрессменов — во всем искать подвох и быть готовыми лечь под «пули». «Это моя пуля», — убеждает Ломан Нину, тем самым настораживая и нас.

Фотография предоставлена кинопрокатной компанией «Провзгляд»
1 3

Еще больше тревожит Пол (Стив Куган). Сначала создается впечатление, что он просто не переносит старшего брата, потом его подозреваешь в нелюбви ко всему человечеству. Чуть позже он кажется странным, а еще спустя некоторое время — страшным. Выясняется, что когда-то Пол преподавал историю в средней школе и был уволен. Он остался без работы из-за диких высказываний, которые легко укладывались в рамки нацистской идеологии, поскольку отчасти оправдывали массовые убийства людей во время войн — мол, среди погибших было немало откровенных подонков, не украшавших человечество. И когда мы узнаем о причинах его дикого поведения, легче не становится. Хотя, кто-то, возможно, усмехнется: при таком раскладе Пол мог бы стать жертвой собственных убеждений.

Но все же у Ломана-младшего есть люди, которых он обожает — его жена Клэр (Лора Линни) и сын Майкл (Чарли Пламмер). Наличие любимых, которые вдобавок еще и любящие, почти всегда говорит о том, что человек небезнадежен, ибо есть силы, удерживающие его на стороне добра. Так думает зритель во время «Ужина» и попадает в ловушку. Это хорошо, потому что придает интриге дополнительную остроту.

Но вернемся к ужину. Он сопровождается пафосной подачей сложносочиненных блюд, рассказом метрдотеля о салатах, горячем и десертах, так что братьям и их женам сложно поговорить. Им в принципе непросто общаться, отношения можно назвать родственными с большой натяжкой, а уж когда над ухом поясняют, что речные креветки маринованы в уксусе с добавлением эстрагона и лука-порея, — до душевных ли бесед? Но все-таки братья успевают переброситься и едкими фразами, и вполне мирными. И уже почти в прямом смысле на сладкое нас ждет откровение и подробный ответ на вопрос, зачем Стэн собрал свою родню незадолго до выборов. Он говорит о страшном происшествии, которое случилось с детьми — Майклом и его собственным сыном Риком (Симус Дэви Фицпатрик). По его мнению, проблему нужно решать, и он готов сделать это даже ценой собственной карьеры. Беда в том, что остальные не поддерживают его, более того — готовы ему помешать.

Фотография предоставлена кинопрокатной компанией «Провзгляд»
1 2

Тут уместно сказать, что фильм проигрывает книге, во-первых, расплывчатостью временных границ, из-за чего не всегда понятно, что какие-то ключевые события происходили незадолго до встречи в ресторане. Во-вторых, из-за сюжетных провалов вызывает вопросы поведение героев (например, почему это Пол, до экскурса в недалекое прошлое сидевший за столом, после этого эпизода вдруг оказывается на лестнице?) В-третьих (и это самое главное), в картине не показаны важные сцены, необходимые для понимания всей глубины трагедии Ломанов. Если книга буквально потрясает откровением: в семье Пола царят мир и согласие только потому, что в ней каждый является чудовищем, то фильм обозначает эту линию нечетко.

И, видимо, из-за этого изменен, причем довольно основательно, финал. Да, он примерно в той же тональности, что и книжный. Но после прочтения романа сразу возникает мысль, что «Ужин» — это не столько о семейной трапезе, сколько о ночном бале вампиров, пожирающих человеческие жизни. А после просмотра фильма думаешь в основном о том, что у ленты все-таки неплохое послевкусие — благодаря сильному актерскому составу.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

Территория нелюбви