18+
19.04.2016 Тексты / Рецензии

​«Собаки, возьмите к себе человека»

Текст: Александр Чанцев

Обложка предоставлена ИД «Время»

О новой жесткой книге Сергея Солоуха пишет ведущий обозреватель Rara Avis Александр Чанцев.

Солоух C. Рассказы о животных. — М.: Время, 2016. — 256 с.

После масштабной «Игры в ящик» (2011) Сергей Солоух издал совсем небольшую книгу. Легко действительно принять за рассказы.

Социальный роман — это и правильно и хорошо — дал в последние годы неплохие побеги, как цветы на окне помешанного на фауне начальника главного героя Игоря. Были побеги в спектре от «Елтышевых» Сенчина до «Немцев» Терехова. «Рассказы» ближе к «Немцам» — тот же босхиански зловещий оскал уродца под названием новорусский капитализм, подвид — офисно-менеджерский.

Игорь — старший менеджер телекоммуникационной компании в Южносибирске (Йокнапатофа кемеровчанина Солоуха). По сути — коммивояжер, накручивает на купленной на одолженные «компанейские» деньги машине сотни и тысячи км, по трассам, городкам, от клиента до следующего контракта. «Хотя бы так. Чтобы помаргивала в свете фар, чтоб бликовала, как звездочка на кладбище, могилки там, могилки на севере, на скользком ноябрьском асфальте. Блестящем, как лунная наждачка, но скользком, как холодный нож». Ведь это и дорожный роман, ямщики и бубенчики тут — «японки» и мат водителей. И герой за баранкой, не мужественный и стоический даже, как у Газданова, а постмужественный. Замкнувшийся в себя, заледеневший до точки невозврата, подчиненный законам жизни, несправедливым, как суд в отдельно взятой.

Хотя будут и голливудские почти гонки — подрезы, почти аварии, столкновения, трупы на обочине. Трупы в кабине. Труп в душе. Что, возможно, страшнее.

И осталось только одно желание — того «горизонтального положения», о котором писал Д. Данилов

Ведь с этим абсолютно ничего не поделать, можно только, как Иов, вопрошать. «Когда это вошло в привычку? Заставлять себя жить? Утром с зубной щеткой в руках в полумраке ванной собирать день по кусочкам»? «С какого момента, с какой минуты все дни его жизни стали одинаковыми, неизменными, как номерные знаки начальственных автомобилей»? «Когда он перестал интересоваться погодой»? Но — «God is good, but will He listen?» (могло бы играть по радио в салоне Игоря) — вопросы без ответов. «Когда это началось? Когда он перестал употреблять даже сорное, автоматическое „боже мой"? Когда он понял, что звать и обращаться не к кому?» И осталось только одно желание — того «горизонтального положения», о котором писал Д. Данилов: «лежать и лежать, просто лежать. Единственное положение, в котором ты свободен. Не связан с миром, не кантуем. Лежать и не шевелиться. И все будет хорошо, потому что лежачих не бьют. Они похожи на покойников и оттого свободны. Свободны совершенно».

Когда его жена, блестящая, юмором сверкающая Алка начала скакать от запоя до запоя? Или когда его дочь решила уехать с коренным немцем на его бывшую историческую родину, даже имя сменить? Или когда стала бывшей страна самого Игоря? «Когда смешные, трогательные люди зачем-то искали знаний, стремились почему-то к просвещению. Ценили артистичность, стиль. И полки были книжными, и столики журнальными. И огненные бабочки, и радужные мотыльки над ними, везде и всюду жгли. Летали, прошивая зигзагами, пунктиром темноту. Неясность, мрак. И невозможны были, исключены, немыслимы кафедры туризма и сервиса с сервильностью в Южносибирском политехническом, ЮжПи»?
Когда — по дороге в немецкую фирму, вот же «Юмор FM» судьбы — в других машинах на водительских местах видятся животные, а пробегающего чуть ли не под колесами щенка дворняжки так необъяснимо хочется притащить домой, к Алке. Или эмигрировать дальше дочери — «собаки, возьмите к себе человека». А немцами, кстати, у Терехова звались все эти новые эффективные менеджеры и управленцы, что вторглись и захватили нашу реальность, сделав ее — полосой отчуждения, от монитора до зарплаты.

Возможно, и не важно «когда»: «не нужно. Ни к чему. Достаточно тех ненавистных, неизбывных, мучительных, что он давно себе придумал и назвал. Потеря книг, потеря института, потеря Алки... и немцы, немцы, немцы. Не надо нового. Не надо. Задача — старое забыть». Важнее — «как». «Чтобы ощутить реальность, весь ужас ее, счастье и неотвратимость, нужно сделать ошибку. Жениться на Алке, или однажды без альпенштоков и веревок полезть от озера Харатс на самую высокую горку Хакасии Старая Крепость. Туда, где за перевалами Козьи ворота скальные останцы, прижатые друг к другу, стоят стеною ряд за рядом вдоль скользкой со снежком тропы, как будто тысячи томов навеки самой в себе закрывшейся библиотеки».

И тогда отрывается, прозревается, прочувствуется некогда существовавшее и, возможно, не полностью еще отмененное единство мира, ведь «по-настоящему прекрасное, освобождающее душу и обновляющее кровь всегда бывает страшным»: «синее небо молодой ночи казалось промытым до самых донных звезд. До хрустальной, озерной первоосновы. И в этой своей редкой, натуральной ясности как будто бы светилось». И вдруг, неожиданно, не от чего — «все замечательно, предметы и явленья мира как будто замерли, стоят в каком-то вдохновенном, невероятном возбуждении, словно готовый, спетый хор перед вступительной нотой».

Все равно очень жесткая книга. Реалистичная в том смысле, что после нее лучше видно — стекла стеклоочистителем или глаза слезами — но от этого только страшнее.

Другие материалы автора

Александр Чанцев

Несбё и все-все-все

Александр Чанцев

​Новый роман Кутзее. Мы спасены?

Александр Чанцев

​Мыслящий язык

Александр Чанцев

​Сергей Соловьев: «Мы себе не равны никогда»