18+
21.03.2018 Тексты / Интервью

​Школа на Марсе?

Беседовала Алена Бондарева

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Марсография, роботы-учителя, профессия атмосферщика и «физика в отрыве от Земли». Известные ученые рассказали Rara Avis о школе будущего.

Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

Наша беседа проходит в рамках научно-познавательного марафона «Хочу все знать», который стартует сегодня в Библиотеке №180 и продлится до 25 марта 2018 года.

Сегодняшняя тема «Школа на Марсе» звучит отчасти и футурологически, и мечтательно, но в то же время, если учитывать предыдущий космический опыт человечества и то, сколько современных книг, фильмов и научно-популярных работ посвящается вопросу колонизации Марса, а, главное, сколько средств вкладывается в развитие именно этой отрасли космической промышленности, то создается впечатление, что поселение человека на Красной Планете — это очередной, вполне ожидаемый этап эволюции. Поэтому портал Rara Avis предложил знаменитому астроному и доценту физического факультета МГУ Владимиру Сурдину, космическому инженеру, участнику программы «Энергия-Буран» Андрею Афанасьеву, биофизику и писателю Юрию Нечипоренко, филологу, исследователю и публикатору наследия Н.Ф. Федорова Анастасии Гачевой обсудить, что именно и почему будут изучать дети в школе на Марсе.

И мой первый вопрос — какие предметы выдвинутся на первый план и почему?


Владимир Сурдин

Астроном

Жизнь на Марсе будет очень суровая. Ресурсы там ограничены, опасностей много — ядовитая разреженная атмосфера, высокий уровень радиации на поверхности и так далее. Поэтому главным для колонистов на Марсе будет искусство выживания — системы жизнеобеспечения и агротехники. Для снабжения колонии продуктами питания потребуется вывести методами генной инженерии новые сорта сельскохозяйственных культур — это и станет основной темой школьного образования.


Андрей Афанасьев

Космический инженер

На этапе активной колонизации Марса, на мой взгляд, наиболее актуальными предметами будут: физическая подготовка и основы выживания (это связано с тем, что на Марсе другая сила тяжести и множество неожиданных опасностей, и поэтому неприспособленному к таким условиям человеческому организму, особенно растущему, потребуются постоянные тренировки). Появится серия предметов, связанных с терраформированием (знания и навыки адаптации планеты к условиям, пригодным для жизни человека) — это марсология (марсианская геология), марсография (марсианская география), почвоведение, горное дело, исследование недр и добыча полезных ископаемых различными способами. Также появится и новая профессия — атмосферщик (человек, занимающийся формированием атмосферы и магнитного поля). А вот марсианская биология будет связана не только с изучением марсианской флоры и фауны, но и с созданием новой биосферы («И на Марсе будут яблони цвести»). Будут востребованы планетология, исследование марсианских спутников и попытки их освоения, инженерно-конструкторское дело (так как появится огромное количество машин и механизмов, которые надо ремонтировать), психология и коммуникация. Люди должны учиться взаимодействовать, избегая конфликтов.



Юрий Нечипоренко

Биофизик, писатель

Ботаника и микробиология, так как надо будет выращивать себе там пищу на плантациях из растений и микроорганизмов.


Анастасия Гачева

Филолог, публикатор наследия Н. Ф. Федорова


Думаю, что главными предметами в марсианской школе должны стать науки о Вселенной, ее устройстве и развитии, науки о Жизни и гуманитарные науки, которые связаны со становлением самосознания человека. Астрономия, космология, биология, а еще, конечно, математика, физика, химия — эта захватывающая поэма о превращении элементов мира — должны изучаться серьезно и углубленно. Человечество, начавшее свою экспансию в глубины Космоса, должно понимать, как Космос устроен. Базовым предметом для обитателей Марса, этих колумбов Вселенной, должна стать история. И не только история Нового — марсианского — Света, но и Земли: естественная история, повествующая о том, как возникла наша планета, о царствах природы, о зарождении и эволюции жизни, и история человечества — от древних времен до современности. Причем особое внимание в изучении истории будет уделяться творческим, научным, техническим свершениям человечества — вехам его движения вперед — к космической эре. Думается, что нельзя будет обойтись без физкультуры — ведь людям на Марсе придется приспосабливаться к новым условиям жизни, тренируя свой организм, делая его более выносливым, переносящим большие нагрузки. И наконец, в программе марсианской школы (как, впрочем, и школы земной) будет философия космизма, определяющая место и задание человека во Вселенной.


Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

То есть философия больше не будет считаться прерогативой более зрелого ума?

Анастасия Гачева

Филолог, публикатор наследия Н. Ф. Федорова

Здесь все зависит от того, как понимать философию. Если видеть в ней специфическую область науки, то она, по определению, окажется не для всех. Но если говорить о том, как философское знание влияет на внутренний рост человека, на целеполагание личности, помогая ей понять, зачем она пришла в этот мир и чем ей вообще следует в нем заниматься, то придется признать: без философии в школе — хоть земной, хоть марсианской — не обойтись. Между прочим, философия у человечества, начавшего жить во Вселенной, на месте не останется и пойдет искать новых путей — так что будущие историки философии без дела не останутся: следить за этим захватывающим развитием, фиксировать его и осмыслять будет весьма любопытно.


Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

Как изменится астрономия? Что нового узнает (и передаст детям) человек, способный совершить такой дальний и длительный перелет в космическом пространстве?

Владимир Сурдин

Астроном

Астрономия не изменится. Для колонизации Марса должна измениться космонавтика: нужны новые быстрые ракеты, методы борьбы с последствиями невесомости и радиации (иначе человек просто не долетит до Марса). Нужно научиться использовать космические материалы и источники энергии. Если, как сегодня, мы будем всё необходимое поднимать с Земли, то никаких ресурсов не хватит для колонизации Марса и длительной работы в космосе. Пока мы живем в космосе как аквалангисты, забирая с собой с поверхности запас воздуха, а когда он заканчивается, вынуждены выныривать. А нужно научиться — как рыбы в океане, не покидая его и находя в нём всё, необходимое для жизни.

Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

Какие еще специализации будут введены в марсианской школе?


Андрей Афанасьев

Космический инженер

Когда Марс полностью освоят и он достигнет уровня комфортности Земли, люди задумаются о музеях и театрах. В то же время библиотеки, особенно электронные как главные источники хранения и распространения знаний, будут играть огромную роль на всех этапах освоения Марса.


Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

Анастасия, и все же, почему вы считаете, что гуманитарные науки даже на Марсе будут всегда максимально востребованы?



Анастасия Гачева

Филолог, публикатор наследия Н. Ф. Федорова

А как же без них? Ведь это те науки, которые имеют отношение к человеку. Отказаться от них — значит самого себя вытолкать на периферию развития. Кроме того, гуманитарные науки, особенно литература и история, порождают у человека ощущение причастности не только своим современникам, но и огромному сонму живших людей. Да, они воочию демонстрируют, как подчас меняется мир (от каменного века к веку новых технологий и космических стартов), и в то же время убеждают в том, что есть в людях, жизнь коих отстоит друг от друга на огромные временные расстояния, какая-то неразрушаемая, глубинная общность. И в этой общности — основа единства человечества, которое, начав осваивать космос, также будет разбросано в пространстве, как ныне разбросано оно во времени. А еще история и литература, вместе с историей искусства, дадут будущим космическим первопроходцам возможность узнать уклад прошлого, полюбить и вместить в свое сердце людей, живших до них и, в сущности, своими трудами подготовивших блестящий космический век. И тогда во всей неотменимости встанут вопросы, которые задавал философ общего дела Николай Федоров: о том, как подать руку помощи ушедшим в небытие, о воскрешении умерших, наших отцов, дедов, прадедов, прапрадедов... чтобы и они стали жителями и деятелями вселенского человечества, осваивающего мироздание, превращающего его в родной, теплый, бесконечно любимый дом.


Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

А какой станет литература? Будут ли ученики продолжать читать Достоевского, Толстого, Чехова или школа отдаст предпочтение кому-нибудь вроде Айзека Азимова?

Юрий Нечипоренко

Биофизик, писатель

Школа будет учить Гоголя и Пушкина, как всегда... Может быть, к ним прибавится кто-то из современных авторов — всё зависит от вас!

Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

Юрий, вы считаете, что физики-теоретики и писатели занимаются одним и тем же делом — описанием мира, но делают это по-разному. В контексте ваших представлений каким станет преподавание математики в школе будущего?


Юрий Нечипоренко

Биофизик, писатель

Математика может использовать литературные образы, литература — математические модели. Скажем, Ломоносов развил теорию атмосферного электричества и изложил ее в стихах, он писал об эфире и реакциях, происходящих на Солнце очень точно, но пользовался для понимания именно поэтическими образами:


«Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят...»


Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

А как изменится изучение физики в отрыве от Земли?



Владимир Сурдин

Астроном


Физика уже давно «оторвалась от Земли». Сегодня экстремальные состояния вещества и полей физики изучают на примере космических объектов. В земных лабораториях невозможно такое разреженное и плотное вещество, как мы видим в космосе; получить такие поля (например, магнитное) и энергии частиц, как в космосе. Тёмное вещество, тёмная энергия, чёрные дыры, гравитационные волны — всё это передний край физики, и всё это существует и исследуется в космосе. На Земле физикам давно уже тесно.

Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

Какие технологии будут применяться в обучении?


Андрей Афанасьев

Космический инженер

Для инженерных и биологических специальностей, скорее всего, будет достаточно дистанционного обучения. Кроме того, потребуются практические занятия, их могут проводить роботы с соответствующей программой. Для уроков физической подготовки понадобятся специальные тренажёры, а также выездные мероприятия по выживанию на местности. Их может контролировать робот. Для тренировки психолого-коммуникативных навыков потребуется не только дистанционное обучение, но и обязательное присутствие преподавателя-человека.


Алена Бондарева

Литературный критик, руководитель проекта Rara Avis

И мой последний вопрос. С какими трудностями философского характера столкнутся ученики, оторванные от Земли?


Анастасия Гачева

Филолог, публикатор наследия Н. Ф. Федорова

Начну не с философских, а с психологических сложностей. Рожденные в земной колыбели или услышавшие о Земле из рассказов родителей будут испытывать ностальгию по своей далекой родине, по зеленой планете с восходами и закатами солнца, радугами и туманами, шелестом деревьев и журчанием воды. Кроме того, людям, живущим на Марсе, нужно будет понять свою идентичность. Кто они — земляне? марсиане? Не то и не другое в их обособленности, но и то, и другое — в единстве. А в единстве они, пользуясь выражением Циолковского, граждане Вселенной. Короче, земляне на Марсе будут мыслить совершенно иными масштабами — у них будет, как сказал бы А.В. Сухово-Кобылин, автор учения Всемира, уже не теллурическая (земная), а солярная (солнечная) и даже сидерическая (звездная) точка зрения.

Более того, человечеству, осваивающему Марс и нацелившемуся в своем «космоплавании» идти к далеким звездным мирам, придется задуматься не только об укреплении психики, но и о совершенствовании своей физической природы, чтобы быть способным жить в разных средах, легко и быстро перемещаться в пространстве, переносить огромные перепады температуры, не нуждаться в еде, не болеть и не умирать. Да, да — продление жизни и достижение бессмертия — то, что нам сейчас вместить в свое сознание так психологически сложно, для людей, живущих на Марсе, да и для их собратьев-землян, станет уже не маниловской мечтой, а проектом. Дети будущего уже не будут удивляться призыву Н.Ф. Федорова, учителя Циолковского: «Наше тело станет нашим делом», для них это будет так же понятно, как понятна нам с вами необходимость чистить зубы и делать зарядку.

Автор благодарит Анну Горскую за помощь в проведении интервью.

Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Дмитрий Васюков: «Без трудового человека кино не представляю»

Алена Бондарева

​Игорь Шпиленок: «Живу в медвежьих местах»

Алена Бондарева

​Репродуктор. Клокочущий мир

Алена Бондарева

Курс Шишкина

Читать по теме

​Похищая космос

Культуролог Александра Юргенева специально для Rara Avis о том, кто впервые сфотографировал Луну и как астрофотография влияет на жизнь обычного человека.

10.04.2017 Тексты / Статьи

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов в эксклюзивном интервью Rara Avis рассказал, в чем главная ценность фильма «Время первых», что в нем отличается от реальности и о чем можно снять отдельное кино.

12.04.2017 Тексты / Интервью

​Андроид София и другие железные маски

26 февраля писатели Денис Драгунский и Мария Галина, в рамках открытия нового сезона премии «ЛибМиссия», обсудили роботов-неудачников, будущее нейросетей, статус «электронной личности» и видеоигры.

02.03.2018 Тексты / Интервью

​Марафон «Хочу все знать»

ул. Профсоюзная, д. 92

14.03.2018 События