18+
22.02.2019 Тексты / Статьи

​Серьезные актеры тоже любят подраться

Текст: Артем Артемов

Фотография: Photo by Nathz Guardia on Unsplash

О необычных драках в современных игровом кино и реальных боевых искусствах как их основе, специально к 23 февраля пишет обозреватель Rara Avis Артем Артемов.

Кино с обилием постановочных драк ассоциируется прежде всего с Жаном-Клодом Ван Даммом, Стивеном Сигалом, Джеки Чаном и многими другими мастерами восточных единоборств. Эти актеры регулярно попадают в топ-листы лучших экранных боев всего мира. Однако сегодня в кино пришли «бойцы» нового поколения с уникальным арсеналом приемов, благодаря которому у зрителей появилась возможность смотреть правдоподобные разборки между Ико Уайсом и Чечелом Арифом Рахманом из фильма «Рейд 2» (2014), сравнивать боевые тактики Донни Йена * — легенды гонконгских боевиков и боксера Майка Тайсона в картине «Ип Ман 3» (2015), а также следить за жесткой заварухой между Скоттом Эдкинсом и Андреем Орловским, произошедшей в придорожном магазине в «Универсальном солдате 4» (2012). Любопытно, что лучшие кинодраки в последние годы не столько имитируют приемы, сколько заимствуют их из жизни, что делает экранные стычки по-настоящему живописными.

Если посмотреть на самые яркие кинобои последних лет, то нетрудно вывести закономерность: в них отметились не только признанные звезды боевиков, но и серьезные артисты, сделавшие себе имя в других жанрах. Однако успехом последние обязаны не только режиссуре и качественной операторской работе, но урокам спортивных школ и серьезным тренировкам.

О том, какие боевые стили применяют в современном зрелищном кино, стоит поговорить отдельно.

«Миссия невыполнима: Последствия» (2018)

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Кристофер МакКуори.

Авторы сценария: Кристофер МакКуори, Брюс Геллер.

Актеры: Том Круз, Генри Кавилл, Саймон Пегг, Ребекка Фергюссон.

Продолжение похождений агента Итана Ханта (Тома Круза) стало самым успешным за всю историю существования кинофраншизы. Мир снова в опасности, остатки синдиката («Апостолы») — опальные шпионы-анархисты готовят очередной террористический акт, и только Хант со своей командой, вооружившись новейшими шпионскими гаджетами, пытаются устранить угрозу. Кристофер МакКуорри, ставший режиссером и сценаристом картины, не только проанализировал успех предыдущих серий, но и придумал новые ходы, которые подняли планку киновселенной «Миссии невыполнима» на новый уровень.

Драка Тома Круза и Генри Кэвилла с Лиангом Янгом

Фотография с сайта kinopoisk.ru


По заданию ЦРУ Хант и его напарник Август Уокер (Генри Кэвилл) отправляются в Париж, чтобы помешать сделке по передаче плутония. Их основная задача — перехватить продавца оружия Ларка Декоя (Лианг Янг) и выйти на заказчика взрывоопасного вещества. Декоя агенты застают в туалете элитного ночного клуба. А дальше следует лучшая драка в кино за 2018 год. Азиат оказывается крепким орешком, и агенты вынуждены сопротивляться его мощному натиску, потому что свирепость и выносливость злодея не знают границ. Декой легко переносит локтевые удары из тайского бокса, быстро приспосабливается к оппонентам, просчитывает их движения и стремительно контратакует. Он поочередно отправляет в нокдауны то Ханта, пнув его фронт-киком * — прямой удар ногой в живот и Уокера, проведя разящую серию атак. Кажется, антагонист отобрал плащ и супергеройские силы у Генри Кэвилла («Человек из стали»). Когда Август Уокер повержен, Хант предпринимает отчаянную попытку одолеть злодея. Как игрок северноамериканского регби, Хант влетает плечом в торс торговца оружием и вместе с ним сносит и перекрытие. Однако Декой дотягивается до выпавшего пистолета...

Хлесткие удары, жесткие падения и разлетающаяся вдребезги туалетная комната — все это очень напоминает схватку Арнольда Шварценеггера с террористами в фильме «Правдивая ложь» (1994). В «Миссии Невыполнима» эпизод с дракой также наполнен юмором (Итан Хант закатывает глаза, когда Декой вызывающе поправляет пиджак, подчеркивая свое физическое превосходство). Ради съемки минутной драки было испорчено сорок дублей, потрачено несколько дней на проработку хореографии движений, недели ушли на репетицию, и все для того, чтобы окончательный вариант получился сногсшибательным.

Постановщиком трюков и поединков стал Вольфганг Штегеман — один из самых изобретательных боевых хореографов в кино на сегодняшний день. Персонаж Тома Круза использует сразу несколько видов боевых искусств — крав-магу, разработанную израильскими военными спецслужбами, бразильскую джиу-джитсу и технику «боевого метода Кейси» — американский аналог русского рукопашного боя. Представитель ЦРУшник Генри Кэвилла рассчитывает в основном на боксерские навыки. А несокрушимый Лианг Янг использует древний воинский стиль Поднебесной — ушу.

«Загнанный» (2003)

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Уильям Фридкин.

Авторы сценария: Дэвид Гриффитс, Питер Гриффитс, Арт Монтерастелли.

Актеры: Томми Ли Джонс, Бениссио Дель Торо, Конни Нильсен, Лесли Стефансон.

Кажется, что «Загнанный» — проходной триллер с хорошими актерами на борту. Критики были безжалостны к картине, зритель также не особо проникся фабулой, неохотно заполнял кинозалы. К тому же фильм оказался заложником обстоятельств. Дело в том, что до ленты Уильяма Фридкина выходило немало схожих картин, строящиеся по принципу — одни убегают, другие жаждут настигнуть. Примечательно, что в каждой из «догонялок» («Беглец», 1993; «Служители закона», 1998; «Двойной просчет», 1999) роль охотника исполнял Томми Ли Джонс. В фильме Фридкина он тоже на своем месте, лишь немного поменялось амплуа. Однако «Загнанного» напрасно нарекли назвали вторичным. Основной недостаток ленты — скорость развития действия — слишком быстрый темп мешает полноценному раскрытию основных персонажей. В остальном, это волнующий триллер про дуэль разума и безумия. И как хороший режиссер Уильям Фридкин четко знает, как выстроить следующий кадр так, чтобы напряжение от просмотра только возрастало.

Арон Хэллем (Бениссио Дель Торо) — жертва поствоенного синдрома. Война обезобразила его психику. Он участвовал в десятках спецопераций, неоднократно смотрел смерти в глаза, и был к ней причастен. После неудачного задания Хэллем переносит нервный срыв. Ему все время мерещится, будто он находится на полях сражения: кругом враги, необходимо защищаться. Приобретенные навыки сделали из него машину для убийства, в опасности абсолютно все — тайные агенты, мирные жители. Остановить Арона Хэллема, мастера шпионажа и конспирации, призван Эл Ти Бонэн (Томми Ли Джонс). Когда-то он занимался подготовкой элитных войск, и Арон Хэллем был его самым одаренным учеником.

Драка Томми Ли Джонса с Бениссио Дель Торо

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Эл Ти Бонэн вынужден ликвидировать своего подопечного Арона Хэллема. Здесь нет правых и виноватых. На стороне Бонэна — опыт, козырь Хэллема — инстинкт хищника. Никто из них не ожидал такого печального исхода. Драма заключается в том, что Хэллем постоянно писал письма Бонэну с призывом о помощи, когда служил в спецназе, но так и не получил ответа. И когда учитель готов прийти на помощь, время безвозвратно утеряно, Хэллем закостенел, ему ничего ни от кого не нужно, он первым наносит режущий удар. Эпизод с дракой на ножах проходит напряженно, на пределе жестокости. Кажется, что возрастное неравенство даст фору более молодому и искусному бойцу, который совершенствовался день ото дня. Хэллем раз за разом находит возможность серьезно ранить оппонента, но и сам получает неожиданное ножевое ранение в руку, задето сухожилие, что в последствии повлияет на исход схватки.

Боевая техника битвы на ножах, показанная в фильме «Загнанный», ни что иное, как Пекити-Тирсия Кали или просто Кали, боевое искусство ближнего боя, родом с Филиппин. Кали настолько популярна и эффективна, что используется вооруженными силами США, НАТО, несколько школ представлено и в России. Томми Ли Джонс и Бенисио Дель Торо хорошо предали особенности техники ведения боя при помощи холодного оружия. Актеры прошли инструктаж, несколько недель потребовалось на подготовку. В итоге появилась запоминающаяся, наполненная драматизмом сцена, в которой каждый из вояк знает, что делает.

«Взрывная блондинка» (2017)

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Дэвид Литч.

Авторы сценария: Курт Джонстал, Энтони Джонстон, Сэм Харт.

Актеры: Шарлиз Терон, Джеймс МаКЭвой, Джон Гудман, София Бутелла.

Шарлиз Терон считается одной из самых обворожительных и красивых актрис мира. Однако обладательница «Оскара» за фильм «Монстр» (2003) не боится примерять образы разных героинь, порой радикально отличающихся друг от друга: от хрупких до несгибаемых. Ее роль в «Атомной блондинке» — рассказ о гламурном секретном агенте — безжалостном и расчетливом. К ленте имеется ряд претензий — избыток сюжетных поворотов, из-за чего мотивация героев остается туманной, а также не всегда уместное музыкальное сопровождение. В остальном же, это смелый постмодернистский боевик, который спустя годы растащат на цитаты.

На дворе 1989 год, вот-вот рухнет Берлинская стена, социалистический строй тоже близится к закату, коммунистический режим всеми правдами и неправдами цепляется за жизнь, и продолжает строить козни Западу. Агент 007 в юбке должна вернуть секретный документ наивысшей важности, украденный сотрудником КГБ. Миссия не из простых, Лоррейн Броттон должна прибыть в Берлин и за короткое время раздобыть утерянные файлы. Вопрос в другом — в чьих интересах на самом деле действует мисс Броттон?

Драка Шарлиз Терон с Дэниэлем Бернхардом

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Шпионские игры достигают апогея, вражеское кольцо сжимается, и, кажется, главная героиня в тупиковой ситуации. Но человек по кличке Бинокль обладает важной информацией. И Броттон пытается защитить информатора во что бы то ни стало. Рукопашная с бандитом, которого сыграл Дэниэль Бернхард (звезда боевиков класса B), становится одним из многочисленных украшений фильма. Сцена боя двух разъяренных людей, готовых растерзать друг друга, выглядит неприглядно, дико и гиперреалистично. Снимался эпизод будто «одним кадром» без монтажной склейки. После обмена ударами на лицах персонажей появляются рассечения и гематомы, и чем больше ударов, тем сильнее расквашиваются физиономии, словно это суровый азиатский боевик новой волны. Заканчивается эпизод прогнозируемо, враг повержен при помощи штопора, а героиня бежит дальше.

Для подготовки к роли «Взрывной блондинки» Шарлиз Терон проводила в спортивном зале по четыре часа в день на протяжении двух с половиной месяцев. Изучала технику боевых искусств — бразильскую капоэйру и каратэ-до. И к моменту начала съемок была во всеоружии, выполнив 98 процентов трюков самостоятельно.

«Убийство в Гросс-Пойнте» (1997)

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Джордж Эрмитаж.

Авторы сценария: Том Янкевич, Д.В. Де Висентис, Стив Пинк.

Актеры: Джон Кьюсак, Минни Драйвер, Дэн Эйкройд, Бенни Уркидес.

На первый взгляд, «Убийство в Гросс-Пойнте» — это остросюжетная криминальная комедия про поиски идентичности киллера-карьериста Мартина Бланка (Джон Кьюсак). На деле же, картина уходит с конвейера пустяковых боевиков 90-х. Главный герой измотан особенностями профессии и хочет променять убийства на нечто более обыденное. Но для отставки требуется выполнить последнюю миссию — устранить цель в пригороде Детройта, в его родном городе Гросс-Пойнте, откуда он когда-то сбежал прямо с выпускного бала, оставив в недоумении свою возлюбленную Деби (Минни Драйвер). Бланку придется наладить отношения с бывшими одноклассниками, помириться с девушкой, убрать конкурентов и, наконец, смириться с рутиной провинциального городка. В фильме присутствует эстетика нуара, при этом работа Джорджа Эрмитажа всеми способами открещивается от серьезности. Едкая сатира и пародийность, делают «Убийство в Гросс-Пойнте» исключительно развлекательным фильмом.

Драка Джона Кьюсака с Бенни Уркидесом

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Ничто не предвещало мордобоя. Мартин Бланк, разрешив внутренние и межличностные проблемы, покидает встречу выпускников на школьном балу, поднимается наверх, открывает свой старый шкафчик, извлекает оттуда наркотическое вещество, уничтожает его, после чего иронично улыбается, словно прощается с прошлым. Лиричность момента нарушает внезапно материализовавшийся визави, еще один киллер (Бенни Уркидес), который охотится уже на самого Бланка. Постановочная драка стала одной из самых достоверных, быстротечных и эффектных в истории кино. Оказалось, что Джон Кьюсак («1408», 2007; «Интуиция», 2001), хоть и обладает интеллигентной наружностью и довольно щуплым телосложением, мастерски машет руками и ногами. Но и оппонент далеко не дилетант. Обмен тумаками, заснятый на камеру, выглядит естественно, потому что несколько контрвыпадов были, что называется, совершены в формате фулл-контакт, по-настоящему, а не понарошку. Кажется, актеры действительно хотят поубивать друг друга. Сама рукопашная длится меньше минуты. В итоге Бланк, проведя захват, вонзает антагонисту шариковую ручку в сонную артерию.

Почему сцена вышла столь успешной? Ответ лежит на поверхности. Занятый в картине Бенни Уркидес — легенда кикбоксинга. Он ушел с ринга непобеждённым, проведя свыше пятидесяти боев. По завершении карьеры преподает азы джиу-джитсу, каратэ-Сетокан, айкидо и прочее. С Джоном Кьюсоком их связывает многолетняя дружба, Уркидес тренировал актера несколько лет. Сам Кьюсак — обладатель черного пояса по кикбоксингу. Когда на экране сошлись учитель и ученик, успех был прогнозируем.

«Заложница» (2007)

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Пьер Морель.

Авторы сценария: Люк Бессон, Роберт Мак Кэмен.

Актеры: Лиам Ниссон, Мэгги Грейс, Фамке Янссен.

Лиам Нисон всегда считался серьезным актером, играл волевых персонажей («Реальная любовь», 2003), исторических личностей («Список Шиндлера», 1993; «Майкл Коллинз», 1994), однако никто не мог подумать, что его карьера совершит головокружительный кульбит. После выхода фильма «Заложница» 2007 года (режиссер — Пьера Морель. Продюсер — Люк Бессон), Лиам Нисон проснулся звездой боевиков, и это в пятьдесят шесть лет. По правде говоря, хоть фильм и вышел занимательный, динамичный, но держится картина на харизме Нисона.

В Париже орудует банда албанских работорговцев, преступники похищают туристок и продают их в сексуальное рабство арабским шейхам. Две 17-летние подружки Ким (Мэгги Грейс) и Аманда (Кэти Кэсседи) на летние каникулы собираются в Евротур и стартуют в столице Франции. Путешествия перестает быть приятным, когда в их жилище вламываются похитители. Девушки рискуют бесследно раствориться, как и сотни жертв киднеппинга. Однако Ким успевает позвонить отцу и сообщить о произошедшем. Один из похитителей подносит телефон к уху, и слышит: «Я не знаю, кто ты такой и что тебе нужно. Если тебе нужен выкуп, сразу скажу — у меня денег нет. Но предупреждаю, у меня есть много необычных способностей, которые я приобрел за свою долгую карьеру. Они сделали меня кошмаром для таких ублюдков, как ты. Если ты отпустишь мою дочь, на этом все закончится. Я не буду тебя искать и не буду преследовать, но, если не отпустишь, я тебе обещаю — я тебя найду и убью». Преступник не прислушался. И тогда отец Ким, отставной сотрудник ЦРУ Брайан Миллс, включил режим Берсерка.

Драка Лиама Ниссона с Джалилом Насири

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Чтобы отыскать дочь Брайан Миллс перевернет все вверх дном и доберется докаждого, кто был причастен к ее похищению. Но этому будет предшествовать встреча с телохранителем (Джалил Насири) главного мафиози. Место действия — яхта. Наконец-то Миллс находит равного по силе противника, персонаж Лиама Ниссона, орудуя голыми руками, действует со знанием дела, но и арабский воин виртуозно владеет кинжалом. Чудеса монтажа позволяют продемонстрировать стремительно разворачивающуюся драку — удары локтями, ногами, кувырки, противники задействуют все, что подворачивается под руку, включая бутылки шампанского, и при этом никакого притворства. Миллс подбирает осколок бутылки, сокращает дистанцию и наносит несколько колющих ран, после чего выхватывает нож оппонента и окончательно добивает его.

Ниссон органично влился в образ крутого карателя, его движения отточены, энергичны. Большинство трюков актер исполнял сам, включая финальное сражение. Его ловкости и сноровке могли бы позавидовать затухающие звезды боевиков 90-х. Однако Лиаму Ниссону не пришлось специально для картины изучать каратэ. В юности он был чемпионом по боксу среди любителей в Северной Ирландии, провел в общей сложности 40 поединков. Заняться пластикой его вынудила роль в «Звездных войнах». Высокий уровень реализма в эпизодах с драками также был достигнут, благодаря освоению стиля «капур» — компиляции различных боевых дисциплин. Как заявил Ниссон: «Ничего выдающегося, мы оттачивали одни и те же движения на репетициях неделями, они стали нашей второй натурой, и когда наступил момент съемок, все получалось на автомате».

Другие материалы автора

Артем Артемов

​Бремя лидера

Артем Артемов

​Виноваты звезды

Артем Артемов

​Рай не для всех

Артем Артемов

​Линч. Иллюзия обмана