18+
12.07.2017 Тексты / Рецензии

​Отшельник и жена по соседству

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат драме Робин Суикорд.

У новой картины режиссера и сценариста Робин Суикорд («Подлинная история Бенждамина Баттона», «Мемуары гейши») поразительно легкомысленное название, какое могло быть, например, у детской комедии положений. «Во всем виноват енот» — разве не забавно? Между тем это добротное авторское кино. Хотя тема детства здесь все-таки затронута: показано воплощение ребяческой мечты многих — умереть от обиды, но при этом быть живым и видеть, как рыдают на похоронах все недруги.

Нью-Йоркский вокзал, вечер. Юрист Говард Уэйкфилд (Брайан Крэнстон), закончивший очередной рабочий день, садится в электричку. Предполагается, что поезд доставит его в пригород, ко вполне респектабельному особнячку, в котором герой живет с женой Дайан (Дженнифер Гарнер) и двумя дочками-подростками. Проницательный зритель, конечно же, подумает, что эта поездка, пусть даже вполне обыденная, — не случайность (метафора, начало увлекательного пути героя в новый, неизведанный мир). И как в воду глянет.

За пару километров до родной станции Говарда электричка ломается, и ему приходится преодолевать остаток пути пешком. Прогулка ли на свежем воздухе повлияла, встреча ли с енотом почти у самого дома сыграла роль, но только в голове почти 50-летнего Говарда зашевелились крамольные мысли: рутина заедает, даже проживая в пригороде, ты не испытываешь единения с природой — просто отгораживаешься от людей, жена стала настолько привычной, что не возбуждает, даже когда флиртует с кем-то (а ведь раньше это так заводило!)... В общем, хочется поставить жизнь на паузу.

Проблему кризиса среднего возраста каждый мужчина решает по-своему: кто-то ударяется в сексуальный загул, кто-то погружается в алкогольный или наркотический дурман, кто-то меняет сферу деятельности. Уэйкфилд идет своим путем — решает стать отшельником. Как он поясняет, уходит не от семьи и детей — от себя самого. Избавляется от привычного для себя и всех окружающих образа вполне преуспевающего юриста, отца, кормильца семейства. К черту все, что сковывает, да здравствует свобода!

«Во всем виноват енот» — это <...> рассказ не только о преодолении возрастного кризиса, но и отчасти о мужской инициации в современном цивилизованном обществе

Изюминка в том, что Говард, фактически становясь бродягой, не убегает далеко от родного особнячка. Так что у него есть возможность наблюдать (и он этим не без удовольствия пользуется), какой переполох вызвало в семье его исчезновение.

На первых порах, хихикая, словно шкодливый ребенок, Говард любуется растерянным лицом жены, раздраженной физиономией тещи, недоуменными мордашками дочек.

А потом он практически полностью отдается вольной жизни, наслаждается ее радостями и тяготами и с каждым днем укрепляется в мысли: «Вот оно, настоящее». И, всегда имея шанс вернуться к привычной комфортной жизни, все-таки не использует его. Даже угроза гибели от переохлаждения не заставит его отказаться от счастья быть собой, тем человеком, каким он себя ощущает. Кстати, именно на грани жизни и смерти он узнает, по его признанию, что есть настоящая милость. И, возможно, это знание — главное, из-за чего был затеян его, казалось бы, тупиковый жизненный квест.

«Во всем виноват енот» — это, на мой взгляд, рассказ не только о преодолении возрастного кризиса, но и отчасти о мужской инициации в современном цивилизованном обществе. Нынешний среднестатистический представитель сильной половины человечества не обязан, как его давние предки, мужать во время охоты на мамонта или военного сражения, так что истинного взросления у многих не происходит. Для Говарда игра «Жизнь на паузе» станет настоящим обрядом инициации, избавляющим от шелухи инфантилизма (тут нельзя не сказать о том, что Брайан Крэнстон, который по сюжету держит на себе весь фильм, просто великолепен).

Если вернуться к теме проницательного зрителя, то наверняка он не раз похихикает: «Уэйкфилд ушел из дома так, что удивительно, как его не обнаружили сто раз домочадцы, они же буквально спотыкались об него!» Но при этом даже Говард иногда будет в замешательстве, ожидая разгадки. А уж финал его точно обескуражит.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

Территория нелюбви

Жаннат Идрисова

​Танец ненавистной любви