18+
24.01.2017 Тексты / Рецензии

​«Осторожно, эльфы». В поисках фантазии

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотография: автора

Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова рассказывает о том, как детский детектив превратился в сказку об утрате веры в чудеса для взрослых.

Премьера Театра Наций «Осторожно, эльфы» (8+) режиссеров Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова * — создатели театра «Трикстер», дважды лауреаты «Золотой маски». — спектакль красивый и остроумный. В нем история появления эльфов и исчезновение девочки Лизы рассказаны с помощью множества «трюков» театра теней и оживающей сценографией.

Главные герои — детективы, специализирующиеся на раскрытии эльфийских преступлений. В вину таинственным существам, их, разумеется, способны видеть не все, вменяется то, что после общения с ними дети и даже некоторые взрослые меняются до неузнаваемости. Эльфы, рассказывая истории и сказки, учат своих «жертв» жить в мире фантазий и грез. Например, очевидцы отмечают странное поведение своих близких. Как заметил первый свидетель: «Моя жена, идя на работу, прыгает по лужам», или более тяжелый случай: «Мы с женой раньше все вечера проводили перед телевизором, а теперь она водит меня по театрам». Дети после встречи с эльфами начинают задавать странные вопросы, а потом вырастают в поэтов и рисующих абстрактные картины художников. «Коварство эльфов не знает границ», — говорят детективы-эльфологи.

Фотография Валерии Новокрещеновой
1 2

Первый эльфолог (его попеременно играют то Александр Якин, то Сергей Мелконян) и его коллега (Елизавета Мартинес Карденас) взялись за очередное дело: необъяснимое исчезновение «обыкновенной девочки Лизы и ее обыкновенных родителей», произошедшее в обыкновенном городе.

«Осторожно, эльфы» — спектакль интерактивный: борцы с эльфийской преступностью подключают к расследованию запутанного дела и зрительный зал. Инструктаж, как вести себя с опасными эльфами, начинается с вводной лекции о происхождении и разновидности этих существ, считающихся чем-то средним между людьми и ангелами. Детективы просят зрителей выворачивать рукава одежды, искать крошечных преступников, которые могут затаиться где угодно, а потом «кидать» пойманных существ детективам.

Для проведения следственного эксперимента эльфологи вызывают на сцену маленьких зрителей и одного папу, чтобы они при восстановлении событий «преступления» изобразили «жертв»: папу и маму пропавшей Лизы и саму школьницу. Актеры тоже ведут себя как дети: с напускной серьезностью играют в сыщиков, изображают персонажей из своих любимых книг.

Фотография Валерии Новокрещеновой
1 2

А еще на сцене огромный книжный шкаф — он же сыскное бюро и архив отдела по борьбе с эльфопреступностью. Шкаф-лабиринт: в нем есть потайные ходы, из его ящичков может идти арктическая метель, из него появляется комната Лизы и различные предметы, помогающие в раскрытии преступления. В общем, огромный книжный шкаф много чего скрывает, как и сами сотрудники отдела по борьбе с эльфопреступностью. Тут же на встроенном экране оживает сказочная часть спектакля с элементами театра теней. Сценография двоится, как и сам сюжет. Из шумного и веселого детектива, приправленного большим количеством понятного сегодняшним детям не заискивающего юмора, «Осторожно, эльфы» превращается в ностальгическую сказку для взрослых. И, как это часто бывает, из обманчиво детского сюжета выглядывает взрослый рассказчик, не желающий расставаться с чертами присущими ребенку: играя, превращать свои фантазии в реальность. И тогда в «Осторожно, эльфы» все переворачивается с ног на голову: от детективного переполоха не остается и следа. А позже выясняется, что никто и вовсе не исчезал.

Ведь «Осторожно, эльфы» о том, что фантазировать и витать в облаках не опасно, опасно не мечтать — вот, чего так недостает взрослым и порой и детям.

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

​«Вишневый сад». Притча Мирзоева

Валерия Новокрещенова

​«Холодный фронт». В плену равнодушия

Валерия Новокрещенова

​Обреченные на бег

Валерия Новокрещенова

​Казанова в Театре Луны