18+
16.02.2017 Тексты / Авторская колонка

​«Он. Она. Они»

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о постановке «женской» пьесы Юрия Полякова на сцене театра «Модерн».

Удивительно, как мы не ценим то, что нам даётся просто так, без усилий. Мы даже придумали себе отговорку про бесплатный сыр, за который впоследствии придется страшно дорого заплатить. Я думаю, что всё это выдумки хитрых и грубых людишек, у которых кое-что есть, но им жалко этим делиться. Заметьте, что, сказав «мы», тем самым я и себя не исключаю из ассоциации людишек.

Если сама жизнь нам дана безвозмездно, в дар, из любви, то — о чём толковать! — мир должен быть свободным от платы. И — расплаты.

Но нет, мир устроен как устроен: чаще — не по любви и наитию, а по расчету и логике. И даже пеню иногда взыскивает за несвоевременную уплату по счетам.

Груз и тени прошлого — вот та пеня.

Однажды меня пригласили в театр «Модерн» на премьерный показ спектакля «Он. Она. Они» по пьесе Юрия Полякова «Женщины без границ». Пригласили не то чтоб с условием, но с намёком: «Если понравится, что-нибудь напишите». Я, нечего и говорить, согласился и с удовольствием сходил, посмотрел. Спектакль в тот вечер мне очень понравился. Он шёл на малой сцене при полном зале. На небольшой и низкой незанавешенной площадке чуть вправо от середины — белый вращающийся круг, обозначающий ложу в отеле, где остановилась молодая пара — главные герои пьесы; черные зеркала-стены, из-за которых появляются тени прошлого и призраки из памяти героев — вот и все декорации. Зато внимание зрителя сосредоточено на игре актеров. Персонажи друг за другом возникают «из головы» главных героев. Их играют: Он (Саша) — Денис Ткачев, Она (Вера) — Виктория Коваленко. Как только один из них, Он или Она, подумает о ком-то из своей прошлой жизни, так тут же здрасьте вам — эта мысль материализуется.

«А почему бы и нет? Ты меня вспомнил — и я появилась», — с этими словами предстает первая тень прошлого — бывшая жена героя Нина, умершая четыре года назад.

...сюжет, уходящий в прошлое или разрывающий время, сильнее захватывает, чем обычный медленно и естественно текущий

Таким образом, сюжет развивается как бы в обратную сторону. Не зря и зеркала на сцене черные настолько, что не поймешь, это пластик, мрамор или всё-таки зеркало.

Кстати, давайте обратим внимание и зафиксируем, что сюжет, уходящий в прошлое или разрывающий время, сильнее захватывает, чем обычный медленно и естественно текущий. Это очень странно, не правда ли? Как будто нам скучно жить в одном времени, в одном измерении — якобы всегда необходимы зеркала и отражения в них, нужно отстранение.

В тот вечер зритель долго аплодировал актерам и даже автора вызывал на сцену. Юрий Поляков на премьере сидел в зале вместе с руководителем театра Светланой Враговой и режиссером спектакля Олегом Царевым. Все трое поднялись на сцену, чтоб поприветствовать зрителя и выразить ему благодарность.

Всё было так хорошо тогда, что я начал рефлексировать. Я стал думать и переживать: напиши я добрый отзыв, мне скажут — льстец, подкупили, мол, одним приглашением. И я решил отмолчаться.

Шло время, но я не забывал о спектакле. Несколько раз в течение года пытался выбраться посмотреть более трезвым взглядом, не замутненным приглашением. Но каждый раз что-то случалось: то я опаздывал, то передо мной возникали неожиданные обстоятельства. И вот на этой неделе наконец-таки я снова побывал в театре «Модерн». Тот же спектакль, с тем же составом актеров, но уже на основной сцене.

...много шуток социального характера, что называется, на злобу дня

И, знаете, я немного... не скажу разочарован, но — пришёл в себя, воспринял всё гораздо спокойнее и прохладнее, чем тогда. Прежде всего, мне показалось, спектакль идеально смотрелся на той, маленькой, сцене. Там всё пространство было наполнено действием, забито воспоминаниями. А тут как будто остаются пустоты, и актеры их не видят, а если и видят, то не могут зажечь и охватить игрой. Да и играют теперь, мне подумалось, немного безучастней, с прохладцей. Разве что за двумя исключениями: актриса Любовь Новак в роли Ее мамы и прекрасная, так и хочется добавить распрекрасная, актриса Светлана Рубан в роли Нины, Его умершей жены.

Но это вовсе не означает, что я ругаю спектакль. Он довольно интересный, веселый. Кроме всего радостного, там много шуток социального характера, что называется, на злобу дня. Если смотрите в первый раз, то и не заметите, как промелькнут эти полтора часа.

Сюжет выстраивается, как я и сказал выше, из того, что уже минуло. Прошлое заново материализуется, приходят тени вчерашних дней и чуть не разлучают двух влюбленных, у которых были планы построить счастливую совместную жизнь. Но им удается сбросить с себя груз прошедшего и зажить сегодняшним днем, настоящей жизнью. Им удается принять любовь — тот самый бесплатный сыр, за который не нужно дорого расплачиваться.

«— Просто они счастливы — и мы для них больше не существуем...

— Ничего! Остынут, отрезвеют — и вспомнят про нас!

— Пойдемте, коллеги, не будем им мешать!

— Но мы ещё вернемся!

— Обязательно вернемся!

— Вернемся!»

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​«Маскарад» Житинкина

Фазир Муалим

​«Братишки» и «Трамвай „Желание“»

Фазир Муалим

​Дуэнья

Фазир Муалим

​«Духовка». Иллюзии