18+
27.11.2019 Тексты / Рецензии

​Не просто рисование

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: предоставлена прокатной компанией

О поисках красоты героиней драмы «Простой карандаш» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Название новой картины Натальи Назаровой, которая до недавнего времени была более известна как сценарист, символично. Простой карандаш, имеющий на самом деле много разных свойств, и, как параллель, человек, с виду обычный, но при более внимательном рассмотрении — сложный, многогранный. Оба способны менять мир к лучшему и очень хрупки. Хотя человека, в отличие от карандаша, сломать практически невозможно.

Петербургская художница-график Антонина Золотарева (Надежда Горелова), бросив все в родном городе, переезжает в карельский поселок и устраивается в местную школу учителем рисования. От новых коллег не скрывает: приехала, чтобы быть ближе к мужу, отбывающему наказание в местной колонии. Ее супруг, художник Сергей Золотарев (Владимир Мишуков), был осужден на восемь лет по сфабрикованному обвинению как зачинщик конфликта с представителем органов правопорядка. Желая его порадовать, Тоня на свидании рассказывает, что обустроилась недалеко, будет приезжать, на что Сергей как мантру повторяет: «Уезжай, уезжай, ты здесь не сможешь».

Кадр из фильма


О том, что северная глубинка — это враждебный стороннему человеку мир, говорит, кажется, все: жуткий интерьер снятой Тоней комнаты, в которой к тому же нет электричества, черный дым, валящий из труб комбината, на котором производят совершенно одинаковые карандаши, чавкающая под сапогами уличная грязь, сумрачные лица людей, чуть свет спешащих к станкам того самого завода.

Однако героиня остается. Сначала из любви к мужу, а потом ее, никогда не преподававшую в школе, увлекает работа с детьми. Девчонки и мальчишки из захолустья, к которому в полной мере применимы слова из гоголевского «Ревизора»: «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», не верящие, что в их жизни может что-то измениться, вдруг открывают с новой наставницей неведомый доселе мир. Теперь они совсем иначе смотрят и на природу родного края (оказывается, она необычайно красива), и друг на друга (надо же, как интересны лица тех, кого ты, казалось бы, знаешь всю жизнь). Они с удивлением обнаруживают у себя способность рассуждать о живописи, творить, а некоторые, например, Дима Демкин (Кирилл Веселов) осознают собственную одаренность.

Кадр из фильма


Антонина общается с учениками как с равными себе личностями, и, что примечательно, в этих эпизодах стилистика игрового кино максимально приближается к документалистике.

А что же конфликт? Он, как и следует ожидать, острый и многовекторный. Антагонистом героини станет не просто хулиган — брат отбывающего срок уголовника Миша Пономарев (Александр Кольчевский). Миша держит в страхе всю округу, и даже вполне крепкий учитель истории Воронов (Александр Доронин) не рискует спорить с ним, потому что за это можно поплатиться жизнью и здоровьем.

Кадр из фильма


Антонина бросит вызов темной силе. Противостояние будет напряженным, и в этой борьбе героиня ничуть не идеальна: она невротически то угрожает, то умоляет и выглядит беспомощной, чем раздражает безмерно. Но в ее непоследовательности есть своя житейская логика, что придает образу убедительность, а это, в свою очередь, скрадывает некоторые сценарные огрехи. Самый явный недочет — неясность, почему школьники, из-за страха перед Пономаревым пропускавшие уроки рисования, потом все-таки пришли на занятия.

К слову, Кирилл Веселов и Александр Кольчевский — непрофессиональные юные актеры, это их дебют в кино. И если первый справился с ролью на отлично, то второй не показал в полной мере своего героя. Как рассказывала сама Наталья Назарова, у Александра — эмоциональный блок, запрет на проявление сильных чувств, возможно, это помешало сделать образ Михаила более ярким.

Кадр из фильма


Почти до самого финала под минорные сонаты Доменико Скарлатти героиня пытается убедить всех, что нужно что-то менять, что гармония должна быть не только на бумаге... Слышат ее, увы, немногие. Даже тем, кто добр сердцем, привычнее жить в серой угнетающей стабильности и твердить неугомонной гостье: «Уезжай». Беда, а точнее, радость в том, что даже если возмутитель спокойствия исчезнет, после него обязательно останется что-то светлое, что уже не позволит многим жить так, как прежде.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​Синонимы — не антонимы

Жаннат Идрисова

​Сплошное паразитство

Жаннат Идрисова

​Двойник, смартфон и сила слова