18+
28.06.2016 Тексты / Статьи

​Наука о комиксах: опыт рефлексии

Текст: Василий Владимирский

Иллюстрация из альбома «Ходячие мертвецы»

Литературный критик Василий Владимирский рассказал Rara Avis о том, как ходил 25-26 июня на комикс-конференцию.

В последнюю пятилетку комикс-индустрия в России переживает фантастический подъем. Стартовые тиражи в десятки тысяч экземпляров не редкость, допечатки в порядке вещей, сотни независимых комикс-шопов по всей стране гарантируют молниеносные продажи и быстрый возврат средств — издателям, которые занимаются «традиционной» книгой, такая динамика не снилась. С читателями тоже порядок: профильные фестивали собирают по двадцать-тридцать тысяч человек за пару дней, каждый серьезный релиз — тысячи комментариев в Рунете. Настало время для рефлексии, осмысления комикса в контексте не только масскульта, но и культуры как таковой. Именно этому была посвящена первая конференция «Наука о комиксах» * — Первая комикс-конференция «Изотекст» была проведена в мае 2016 в Москве, на фестивале рисованных историй «КомМиссия» — прим. ред. , организованная петербургской Библиотекой комиксов и проектом «ComixStudies».

Существует распространенное мнение, что комиксы — литература для тех, кто не умеет читать (об истоках этого заблуждения на конференции тоже говорили). Так вот, по словам организаторов, Юлии Тарасюк и Алексея Павловского, количество заявок от потенциальных участников, студентов, аспирантов и преподавателей питерских вузов, превысило возможности библиотеки, некоторые предложения даже пришлось отклонить.

Говорили на конференции о разном: о привлекательности комикса для крупных рекламодателей вроде парфюмерного концерна Dior и о русской манге, о семиотике графических романов и об организованных группах выживших в постапакалиптическом мире на примере «Ходячих мертвецов». Спорили о границе «комиксности», о том, можно ли считать комиксом рисунки пещеры Ласко или древнеегипетские иероглифы. Но если сформулировать стержневую тему этого мероприятия одной фразой, то лейтмотивом встречи стали взаимоотношения комикса и исторической науки. Холокост в графическом романе «Поиск» по мотивам дневников Анны Франк (доклад Б.Романова), комикс как актуальный способ репрезентации исторических событий (доклад А.Гущиной), академические исследования по истории, выполненные в графической форме (доклад А.Павловского)... К этому направлению организаторы явно неравнодушны.

...на некоторых выступлениях остро не хватало практиков из отечественной комикс-индустрии, переводчиков, редакторов и издателей

Обсуждали, разумеется, и другие вопросы — порой довольно неожиданные. А.Шашкова рассказала о развитии польской науки о комиксах: по словам докладчицы, в 1980-х комиксология в этой стране по уровню развития во многом не уступала англо-американской — и до сих пор серьезно влияет на работы немецких исследователей. К сожалению, основные статьи и книги польских экспертов пока не переведены ни на английский (что понятно), ни на русский (что прискорбно). А.Павловский рассказал о таком специфическом виде комикса, как графическая адаптация русской классической литературы и посетовал, что наши читатели знают классику слишком хорошо. Зато А.Козловская убедительно и внятно сформулировала основные проблемы, возникающие при переводе комиксов на русский язык — ее доклад не мешало бы послушать каждому, кто планирует взяться за это специфическое занятие.

Если учесть, что «Наука о комиксах» стала первой научной конференцией, посвященной этому виду искусства в Санкт-Петербурге и второй в России, встреча прошла вполне успешно. Получилось местами сумбурно, местами затянуто, на некоторых выступлениях остро не хватало практиков из отечественной комикс-индустрии, переводчиков, редакторов и издателей... Зато собравшиеся в библиотечном конференц-зале, до сорока человек, понимали друг друга с полуслова и говорили на одном языке. Вообще у Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге есть неплохие шансы со временем стать ядром, вокруг которого объединятся все исследователи Северо-Запада — если организаторам хватит терпения и не иссякнет творческий запал.

Другие материалы автора

Василий Владимирский

​10 лучших фантастических книг