18+
19.07.2017 Тексты / Рецензии

​«Мы живём в 1917 г.»: энциклопедия о революции

Текст: Евгения Шафферт

Облохка предоставлена ИД «Пешком в историю»

Литературный критик Евгения Шафферт о том, стоит ли читать первую детскую энциклопедию о революции.

Рогозный П. Мы живём в 1917 году : энциклопедия для детей. — М.: Пешком в историю, 2017. — 72 с. — (Россия в 1917 году).

Сколько книг для детей о революции вышло в год её столетия? Пожалуй, если не говорить о переизданиях художественной литературы минувших лет, тематические издания можно посчитать по пальцам одной руки. Причин тому немало, дело не столько в том, что мы не слишком хорошо понимаем, что именно нужно рассказывать ребёнку о революции, мы не решили даже, какой цели хотим добиться своим рассказом. Ответы «нужно знать свою историю» или «понимать ошибки прошлого, чтобы не совершать их в будущем» звучат красиво, но — увы! — не работают, особенно с подростками. Собственно, поэтому, как мне кажется, и книжек мало, а на целую детскую тематическую серию (взрослых-то изданий вышло достаточно) о России в 1917 г. замахнулось только одно издательство — «Пешком в историю». Не то чтобы они ответили на заданные выше вопросы о смысле подобных текстов, скорее нашли единственно приемлемый путь в нашей общей ситуации неоднозначных оценок исторического прошлого — рассказывать о событиях того периода по возможности объективно и занимательно. А там уж мы посмотрим, зачем нам все эти знания.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Серия «Россия в 1917 году» состоит из нескольких книг. По примеру других тематических серий издательства, в ней есть сочетание интерактивных, познавательных и художественных текстов: книжка с заданиями, путеводитель и энциклопедия. Предлагаю чуть более пристально всмотреться в энциклопедию П. Г. Рогозного «Мы живём в 1917 году».

Кто автор?

Автор детской познавательной книги — вовсе не обязательно профессионал в выбранной теме. В конце концов, даже взрослые популяризаторы науки зачастую более-менее в курсе текущей ситуации в выбранной области знаний, хорошо разбираются в базах научных публикаций и умеют работать с информацией, и не более того. Мы знаем немало случаев, когда отличные познавательные книги пишут не специалисты, например, врачу-нейрофизиологу Светлане Лавровой хорошо удаются книжки о русском языке. Но в случае с Рогозным нам в принципе не нужны никакие оговорки, потому что книгу о русской революции написал профессиональный историк, специалист по этой теме.

Павел Геннадьевич Рогозный — научный сотрудник группы истории российских революций и общественных движений Института истории РАН в Санкт-Петербурге. Есть у него и опыт преподавания в средней и высшей школе. В базе данных РИНЦ без труда обнаруживаются его 24 публикации, так или иначе связанные с темой русской революции или ее историографией. В Интернете нетрудно найти также популярные статьи Рогозного, например, не так давно он показывал «Революцию в картинках» на «Арзамасе», а в 2011 г. в журнале «Нева» был его материал «Российская церковь и красная смута».

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Совершенно очевидно, что в теме революции 1917 г. автор ориентируется на профессиональном уровне. Во введении к своей первой детской энциклопедии он предлагает читателям «вместе разобраться, что же произошло в 1917 году, настолько беспристрастно, насколько возможно».

Какова структура книги?

На первом развороте приведена лента времени, к которой читателю, если он не очень хорошо ориентируется в датах, придется постоянно возвращаться, ведь повествование выстроено не хронологически, а по тематическому принципу.

Каждый разворот (в редких случаях два) издания посвящен какой-то одной теме, связанной с экономической, политической, культурной жизнью Российской империи перед революцией или Советского государства сразу после неё. Немало места отведено описанию обычной жизни российских обывателей (акцент на истории повседневности — общая черта всех энциклопедий «Пешком в историю»). Автор чередует главы, освещающие общие темы, с главами о событиях. Например, вслед за пассажами «Жизнь в деревне», «Жизнь в городе: дворянская семья», «Мы едем на дачу», «Сапоги, матроска, френч: детская и взрослая мода» и другими подобными будет раздел «Империя под ударом: русско-японская война и революция 1905 года». После читатель увидит главу об императорской семье, затем прочитает два раздела о событиях Первой мировой войны и вновь вернётся к общим темам: «Русская наука», «Виды войск и вооружений русской армии» и др.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Подобное расположение глав и тем вызывает вопросы. Почему сначала автор многократно упоминает разных деятелей русской революции и лишь в конце помещает раздел «Лица 1917 года»? Почему о моде говорит в самом начале, а о церкви — в конце? С большой вероятностью у Рогозного есть ответы, заметим к тому же, что вряд ли можно найти идеальный рецепт подобной энциклопедии. Впрочем, редакторы постарались, книгу удобно читать. Каждая глава открывается лидом или хронологией, а самое важное в тексте выделено цветом, так что читатель без труда кратко перескажет любой фрагмент.

Что с оформлением?

Примерно полкниги отведено под иллюстрации, дополняющие текстовую информацию, они также сопровождаются подписями, правда, без указания источников для архивных документов и фотографий. Забегая вперёд, уточним, что в данной энциклопедии полностью отсутствуют справочный и научный аппараты: в конце книги нет именного и географического указателя, исключен словарь терминов (даже значение слова «революция» автор не поясняет), нет списка источников и литературы.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Очень удачно подобраны картинки. Использовано много архивных фотографий, с помощью которых проиллюстрированы события и бытовые подробности. Авторы показывают фрагменты журнальных и газетных публикаций, политические карикатуры, фрагменты исторических карт. Изображения архивных документов дополнены иллюстрациями современного художника Е. Гавриловой. По всей видимости, источником для нее стали многочисленные фотографии тех лет, так что картинки адекватно отражают эпоху. Рисуя в ретротонах некую условную, сглаженную реальность начала прошлого века, художница ошибается (или сознательно отступает от правды) лишь единожды, когда изображает убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда: на иллюстрации он умирает на руках у жены, хотя, как мы помним, все было наоборот, беременная женщина, в которую террорист выстрелил сначала, умерла на руках уже истекающего кровью мужа.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Будем ли придираться к содержанию?

Задача уместить все аспекты жизни общества, приведшие страну к насильственному слому существующего государственного строя менее, чем на ста страницах, кажется практически невыполнимой. Стоит помнить не только об ограничениях, заданных жанром, но и, возможно, недостаточной эрудиции целевой аудитории — энциклопедия должна быть понятна читателям 10-15 лет. Трудно писать подобную книгу для детей: нужно избегать усложнений, но не упрощать до предела, сказать самое важное, но остаться интересным и занимательным, охарактеризовать ведущих деятелей, но ещё и продемонстрировать объективные условия, внутри которых они жили. В некоторых местах Рогозный великолепно справился со всеми этими задачами, в других получилось хуже.

Одна из первых глав энциклопедии посвящена индустриализации страны начала века. Промышленность Российской империи представлена на удивление безлико, как в параграфе из школьного учебника: «Появлялись не виданные ранее отрасли промышленности: электротехническое производство, автомобилестроение и авиастроение». Конечно, общих слов не избежать, но, чтобы они хоть как-то отложились у читающего подростка, даже такие простые вещи следует пояснять на примерах. Что именно производили российские электротехнические заводы? Какие автомобили и самолёты они собирали? А сколько в год, больше, чем какие-нибудь англичане, или меньше? Понятно, что автор ограничен объёмами, но примеры продукции российской промышленности можно показать и на иллюстрациях, впрочем, в качестве таковых, видимо, приведены фотографии паровоза и железнодорожного моста.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Тем же досадным отсутствием понятных ребёнку примеров страдают абзацы, посвящённые жизни рабочих. Автор пишет, что рабочий на свой годовой заработок мог купить «вдвое больше продуктов, чем производила крестьянская семья», также указывает, что зарплата квалифицированного рабочего была высокой. При этом остаётся совершенно непонятным: высокая зарплата рабочего — это сколько, что может позволить себе такой человек? Достаточно было назвать эти цифры и сопоставить их со стоимостью ряда потребительских товаров (хлеб, одежда, билет в кино), чтобы читатель выстроил в голове более-менее понятную картину и заодно оценил, на чём был основан рост упомянутого в главе забастовочного движения: на объективно тяжёлых условиях жизни, нужде и нищете, или же оно развилось в результате упомянутой в главе политической пропаганды?

Описывая революционное движение в России, автор выбирает общепринятую схему, отлично сформулированную В. И. Лениным в его статье «Памяти Герцена», запомнившуюся нам в основном по цитатам «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» и «декабристы разбудили Герцена». Там Владимир Ильич выделил три этапа развития общественно-политической оппозиции: дворянский, разночинский и пролетарский. В упрощённом варианте, не углубляясь в нюансы, вроде идейных отличий «Союза спасения» от «Союза благоденствия» или содержания «Голосов из России», Рогозный излагает ту же самую схему, которая, впрочем, выгодно отличается от ленинской отсутствием указания на преемственность одних революционных идей другим.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


В целом ряде основных вопросов автор скрупулезен и не забывает сообщить важные, подчас основательно подзабытые подробности. Мало кто из нынешних подростков знает о невероятной популярности поэта С. Надсона или деятельности Марии Александровны Спиридоновой, а ведь гимназисты 1913 г. мечтали походить именно на неё. Из глав о повседневной жизни Российской империи до революции читатель узнает, во что одевались граждане и чему учились, какие фильмы смотрели и когда начали болеть за футбол (выяснится, что тогда хорошего футбола в России тоже не было). Автор касается не самых очевидных, но невероятно важных тем: описывает практику общественных объединений и систем взаимопомощи в годы Первой мировой войны, говорит об уровне развития медицины, отдельно касается вопросов символики и послереволюционной эмиграции. Читатель, пожалуй, удивится, когда узнает, что математические методы в гуманитарных науках начали применяться именно тогда, накануне революции, а открытые лекции обо всём на свете и митинги были крайне популярной формой досуга, ну в точности, как теперь!

Подробный рассказ о событиях Первой мировой войны выглядит более чем уместно, ведь обычно эти события меркнут в тени грядущих революции, гражданской войны и интервенции. Автор пишет: «Макаров вспоминал, что один раз им поступил приказ атаковать без артиллерийской подготовки, что было равносильно самоубийству. Понимая, что старейший полк русской армии не может не исполнить приказ, офицеры решили идти в атаку без солдат. Приказ будет считаться выполненным, они погибнут, но солдаты останутся в живых. Преступный приказ атаковать без артиллерии отменили в последний момент».

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»
1 3

По ходу занимательного повествования, Рогозный не забывает развенчать самые распространённые мифы, касающиеся этого периода, и за это стоит его поблагодарить дополнительно, в конце концов, неверная трактовка тех или иных событий в немалой степени делает нас сегодня «страной с непредсказуемым прошлым». Когда начинать идейную профилактику, если не в подростковом возрасте? В частности, Рогозный уточняет, когда и в связи с какими обстоятельствами появилось понятие «Великая Отечественная война» (школьники почти наверняка не знают, что вовсе не в 40-е годы ХХ века), и объясняет, почему называть Февральскую революцию «великой и бескровной» не вполне справедливо. Он пишет: «После освобождения заключённых из тюрем Петрограда город захлестнула волна грабежей и убийств. Много оказалось и случайных жертв — кто в кого стрелял было не разобрать». Рассказывает и о кровавом погроме в Твери, ставшем результатом февральских событий. Не забывает он лишний раз упомянуть о расхожих, сотни раз опровергнутых, но удивительно живучих мифах о бегстве Керенского в женском платье и о Ленине — «немецком шпионе».

Некоторые события, например, путь страны от Февраля к Октябрю, изложены более кратко, чем хотелось бы, другим и вовсе не нашлось места в книге. Автор чуть менее, чем полностью игнорирует национальный вопрос в России (впрочем, в самом начале говорится о необходимости для граждан при регистрации указывать не национальность, а религиозную принадлежность), забывает рассказать подробности жизни представителей других конфессий. Он сосредотачивается на Центральной России, лишь случайно упоминает другие регионы огромной страны или же пытается вывести условный, усреднённый портрет «города» и «деревни», не уточняя, что жизнь крестьян в Сибири существенно отличалась от жизни таковых, например, в Поволжье. Рассказывая об образовании в Российской империи, Рогозный не говорит, сколько всего было грамотных людей (и как позже, уже в Советской России, пришлось устраивать массовый ликбез), описывая вкратце гражданскую войну, не пишет подробно об иностранной интервенции. Наверное, можно было бы и продолжить список важного, но не нашедшего отражения в книге, если бы не ряд обстоятельств, которые целиком и полностью оправдывают автора: объёмы энциклопедии невелики, а претензии по поводу тематических лакун вызваны практически полным отсутствием книг на эту тему на детских и юношеских книжных полках.

Что в итоге?

У автора и редакторов издательства «Пешком в историю» (А. Литвиной, Е. Степаненко и Е. Сусловой) получилась хорошая энциклопедия, подходящая любому читателю, не знакомому ещё с историей русской революции. Задача сделать беспристрастный и непротиворечивый портрет эпохи кажется выполненной, и наш школьник может отправляться рассуждать над последними словами книги: «Страшные дела творились в революцию и Гражданскую войну и память о них страшна». Тут бы и отослать его к дальнейшим размышлениям с помощью хорошего списка литературы или хотя бы интерактивной промоакции в социальных медиа, однако этот потенциал издания не реализуется, то ли у издательства не хватает ресурсов для целенаправленной работы в данном направлении, то ли она сознательно не ведётся.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Есть у нас опасение, заданное историческим мифом, которое не даёт спокойно воспринимать всё, что хоть как-то связано с победой большевиков. А ну как все возьмутся рассказывать о событиях 1917 года на каждом шагу, и в стране вырастет поколение революционеров, знаем же, какие последствия повлёк за собой известный роман Н. Г. Чернышевского? Впрочем, для подобных результатов энциклопедии П. Г. Рогозного очевидно недостаточно. И дело тут вовсе не в небольшом тираже или высокой стоимости издания для среднестатистической интеллигентной семьи, а в невозможности для юного читателя эмоционально соотнести себя с героями и событиями книги. Автор слишком старался быть беспристрастным, так что Николай II, Распутин, Ленин, Троцкий и десятки других упомянутых в книге исторических деятелей никого не воодушевят, они прочно заняли места давних персонажей на выцветшей фотографии, которая, признаемся честно, не так уж интересует современников.