18+
07.02.2018 Тексты / Рецензии

​Короче, Сарафанек!

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в российский прокат фильме «Короче!».

Новая картина Александра Пэйна рассказывает о маленьких людях. Этому вроде бы и не стоит удивляться, учитывая любовь режиссера к творчеству таких мастеров раскрытия темы, как Чехов и Гоголь. Но есть интригующий нюанс: у Пэйна люди маленькие не только в прямом, но и в переносном смысле.

Норвежские ученые (к счастью, не британские!) придумывают и внедряют потрясающую технологию, которая должна решить проблему перенаселения планеты. Это телесная миниатюризация, а проще говоря — уменьшение размеров человеческого тела путем недолгой процедуры в специальной клинике. Просто сказка: мужчина ростом под два метра, после пребывания в герметичной камере становится своей маленькой версией — не выше 13 сантиметров. Автор открытия, биолог Йорген Асбьёрсен (Ральф Лассгорд), сначала добивается успеха в опытах с мышами, после этого ставит эксперимент на себе, на своей супруге Анне-Елене (Ингьерд Эгеберг) и еще 34-х добровольцах. Маленькие люди образуют первую в мире колонию коротышек (в подробности посвящены только несколько друзей Асбьёрсенов, они тоже исследователи, оставшиеся, правда, в своих привычных габаритах).

Результаты научных изысканий обнародуются лишь спустя несколько лет. Потрясенная общественность видит довольных маленьких людей, радостно сообщающих всему миру, что они счастливы в новой жизни. Потом на сцену торжественно выносят средних размеров мешок для мусора, заполненный едва ли наполовину. Оказывается, в этой таре отходы деятельности 36 «малышей» за четыре (!) года. Большинство людей ликуют («Планету можно спасти!»), при этом пожертвовать ради всеобщего счастья своим привычным укладом не спешат.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Тогда ученые продвигают идею с помощью маркетинга, играя на тяге современного человека к потреблению. Они публично заявляют, что граждане, решившиеся на миниатюризацию, несут пользу не только окружающей среде — они и себе обеспечивают блага в виде более сытой и спокойной жизни. Сменил формат — стал тратить денег куда меньше, чем в «большой» жизни. Красивая блондинка-коротышка на глазах у всех томно жалуется мужу: «Не удержалась, купила бриллиантовые колье и браслет!» Муж картинно кричит: «Сколько же ты потратила?» «83 доллара», — вздыхает «транжира» под рев восхищенной толпы.

Однако и такие приемы не всегда срабатывают, потому что общество неизменно нетерпимо: почти сразу же после открытия начинается негласное деление на «нормальных» и «коротышек». Хотя последние вроде бы не ущемлены: для них созданы специальные обустроенные городки с хорошими коттеджами, развитой транспортной сетью, парками, скверами, бассейнами и т.д. Тут, конечно, сам собой возникает вопрос: кто создает эту красоту, обеспечивает «малышам» комфорт? «Большие» люди? Похоже, что так, ведь в «маленьком мире» никаких фабрик-заводов не наблюдается. А значит, на Земле увеличилось количество предприятий, ведь нужно выпускать еще и маленькую мебель, крохотную посуду (одной кукольной не обойдешься), одежду, технику, книги — да много чего! И что, планете наносится меньший ущерб? Эта нестыковка сильно мешает восприятию фильма. Можно, конечно, оправдывать авторов тем, что это драмеди (киножанр, сочетающий в себе элементы драмы и комедии), но разве в драмеди не должно быть логики?

Тем не менее миниатюризация, продаваемая прежде всего под эгидой «зеленых», постепенно становится модной, «маленькие» колонии создаются по всему миру. И на уменьшение решаются пойти в том числе Пол и Одри Сафранек (Мэтт Дэймон и Кристен Уиг), супруги из Омахи. Забота о человечестве движет ими в последнюю очередь. У Пола не сложилась карьера (когда-то мечтал быть хирургом, но из-за семейных обстоятельств стал мануальным терапевтом), нет больших заработков. Одри работает продавщицей и постоянно жалуется на притеснения начальства. Паре сложно купить дом даже в рассрочку. Уменьшение — это лучший выход из сложившейся ситуации, думает каждый из них.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Однако, очнувшись после процедуры, Пол узнает, что Одри в последний момент испугалась и отказалась от перехода в новый мир, осталась большой. Так герой, которого все так и норовят назвать «Сарафанек», незапланированно становится одиноким коротышкой. Волей-неволей он осваивает пространство, знакомится с его обитателями. Особой радости в его буднях нет, оно и понятно: если ты не способен обустроиться в одной вселенной, спасет ли переселение в другую? Однако постепенно, шаг за шагом его жизнь меняется. Например, появляются друзья — гедонист Душан Миркович (Кристофер Вальц) и предводительница вьетнамской оппозиции Нгу Лан (Хонг Чау). Оба этих человека заставляют Пола выйти из кокона жалости к себе, посмотреть на все более осмысленным взглядом и осознать очевидное: то, что мы порой считаем безусловным благом или, напротив, злом, не всегда таковым является.

«Люди хотят быть маленькими, потому что не желают работать», — уверенно и несколько цинично бросает Миркович, наводя на мысль, что «коротышки» во многом абстрагировались от главной работы — принятия решений.

Маленький Пол в отчаянии, он вдруг задумывается о смысле своей жизни, о том, что он из себя представляет, что останется после него... Его ответы на вопросы неутешительны. Обретет ли герой гармонию? Все в руках человека, даже если эти руки не больше кукольных.

Надо сказать, финальные титры встречаешь со вздохом облегчения, потому что и вполне затейливый сюжет, и достойная работа отличных актеров слабо компенсируют сценарные провалы, непрописанность характеров и невнятность основной идеи. Предположу, что среднестатистическое зрительское резюме после двухчасового просмотра таково: «В целом неплохо. Но если бы короче — было бы лучше».

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Пуаро идет по рельсам

Жаннат Идрисова

​Страшная трапеза

Жаннат Идрисова

​Маленький мужчина, большая женщина

Жаннат Идрисова

​Последний друг королевы