18+
08.03.2018 Тексты / Статьи

Ева не для Адама

Текст: Анастасия Рогова

Фотография предоставлена пресс-службой

8 марта Rara Avis запускает новую рубрику «Кинореплика», в которой критик Анастасия Рогова будет кратко рассказывать об интересных лентах и связанных с ними проблемах кинематографа.

Мэтр французского кино Бенуа Жако снял новый фильм «Ева» — о любви.

О чувстве и его последствиях.

Критикам такой безыскусный подход не понравился — «Еву» на Берлинале оценили низко. Несмотря на то, что играют в любовь Изабель Юппер и Гаспар Ульель — два лица нового французского кинематографа, чей талант завораживает.

Молодой писатель Бертран бездарен, но расстаться с мечтами о славе тяжело. Ради перспектив он ухаживает за похотливым престарелым классиком, падким на смазливых юношей. Старик дописал очередную гениальную пьесу и умер. Бертран забрал текст и выдал за свой. История узнаваемая — ничто не меняется в мире литературы из века в век.

Пьеса поставлена, Бертран прославился, но все ждут вторую. И тогда остается только пустая темнота ночи, белая страница в ноутбуке и тяжкое ощущение собственной никчемности.

Наедине с собой находиться невыносимо, с окружающими не лучше, но вот Бретран встречает ее — Еву. Проститутку с идеальным лицом, ледяным взглядом, и в два раза старше.

Сюжет идет вразрез с постулатами современной сценаристики

Бертран забывает о пьесах, вступая в новую увлекательную игру — завоевать женщину. Не просто женщину, а воплощение Безжалостной красавицы * — образ из знаменитого стихотворения Джона Китса La Belle Dame Sans Merci, 1820. . Бертраном овладевает одержимость — такая же необоримая, как желание стать писателем. Но Ева — госпожа столь же недобрая и неприступная, что и литература.

Фильм движется в неспешном ритме, плавно показывая, как Бертран с головой уходит на дно трясины отчаяния. Сюжет идет вразрез с постулатами современной сценаристики, режиссер отказывается от актуальных тем — ни мигрантов, ни социальных проблем, ни межгендерных метаний здесь нет. По нынешним временам — большая редкость.

Только взгляды Бертрана — в которых все отчетливей проступает безумие, и равнодушные — Евы.

И притяжение между мужчиной и женщиной.

Еще Шекспир знал, что интересна лишь любовь несчастная — чем больше преград, тем ярче сопереживают зрители. Перед Бертраном препятствие непреодолимое — нельзя влюбить в себя ту, что уже влюблена.

Или можно?

Ответ уклончив, концовка фильма неопределенна. Как и природа чувства, разрушающего личность, если отдаться ему чрезмерно. Избыточность всегда вредна, а одержимость уничтожающа.

Бенуа Жако напомнил об этом миру в свои 70 с лишним лет, пока молодые авторы пытаются связать мораль и искусство в унылом браке по расчету, он вновь заставил прозвучать с экрана знаменитое «ищите Женщину».

Другие материалы автора

Анастасия Рогова

5 лучших детективных фильмов 2014 года

Анастасия Рогова

​Марс и ничего лишнего

Анастасия Рогова

​Магический реализм в авторском кино

Анастасия Рогова

​«Матильда». Много шума из ничего