18+
20.01.2016 Тексты / Рецензии

​Для тех, кто умеет считать до пяти

Текст: Жаннат Идрисова

Обложка с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходит «5-я волна» — фантастический триллер режиссёра Джея Блэйксона.

Коротко охарактеризовать этот фильм можно тремя словами — «Кино и немцы». Для тех, кто не знает: выражение употребляется по отношению к наивным советским картинам о Великой Отечественной войне, в которых отважные подростки лихо расправляются с фашистскими отрядами, состоящими из явных, простите, даунов.

Так вот, повторю: «5-я волна», экранизация одноименного бестселлера Рика Янси — из той же категории. Можно не смотреть. А можно и посмотреть, ведь посмеяться вволю — тоже неплохо.

Америка, штат Огайо, наши дни. Обычная старшеклассница Кэсси Салливан (Хлоя Грейс Морец) ничем особо не выделяется среди сверстниц: учится, ходит на вечеринки, строит глазки симпатичным парням и т.д. У нее есть родители и младший брат лет шести по имени Сэм (Закари Артур). К слову, уже в том, что Кэсси, дочь брюнета и брюнетки, вызывающе блондиниста, чувствуется подвох. Но это, конечно, мелочь по сравнению с тем, что ждет зрителя после вступительной части фильма.

В один из дней над Америкой появляется неопознанный летающий объект — гигантский металлический диск с шипами. Он висит в небе 10 дней. За эти полторы недели Кэсси и другим жителям Огайо неведомо каким образом становится понятно: диск — не что иное, как корабль недружественных землянам инопланетян. Родная планета пришельцев перенаселена, поэтому они имеют виды на бескрайние территории нашей матушки-Земли.

Инопланетные враги (далее — Иные) начинают истреблять людей. Сначала они мощным электромагнитным импульсом уничтожают блага цивилизации (1-я волна атаки), после чего устраивают землетрясения и цунами (соответственно, 2-я волна), затем организуют эпидемию птичьего гриппа (3-я волна вторжения)...

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Ненадолго отвлечемся от «волн». Вдумаемся (зритель иногда обязан думать). Целых 10 (!) дней непонятная штука висит над Соединенными Штатами Америки, источая зло, угрожая гражданам страны (не берем сейчас даже все человечество). И непонятно, каким образом выведены из строя (парализованы или съедены живьем?) следующие персоны: а) президент великой страны, б) члены Конгресса США, в) сотрудники ФБР, г) суровые дяди из Пентагона, д) ...довольно уже перечислять. То есть неизвестно куда делись люди, отвечающие за государство и судьбы простых американцев, а также способные противостоять злым силам. Зритель, видимо, должен разобраться во всем сам, однако он, бедолага, чувствует себя как минимум блондинистой школьницей.

Но вернемся к бесчинствам Иных. Они начинают вселяться в разум людей, из-за чего те превращаются в монстров в человеческом обличье. И вот эти новоявленные чудовища ходят с оружием по городам и весям, лесам и полям и уничтожают граждан Америки. Такова 4-я волна инопланетной агрессии.

Кэсси и Сэм, потерявшие обоих родителей, должны вместе с другими детьми в возрасте от 5 до 15 лет отправиться в безопасное место — на военную базу в местечке Райд-Патерсон. Перевозку организуют невесть откуда взявшиеся военнослужащие армии США (наконец-то!) во главе с полковником Вошем (Лив Шрайбер).

Салливаны собираются ехать в одном автобусе, но разлучаются. Капризуля Сэм только в салоне автобуса вспомнил, что оставил в бараке, где они жили, любимого плюшевого медведя. Мальчик дает понять сестре, что без игрушки ему жизни нет. Та самоотверженно бросается к бараку, автобус уезжает без нее. Зрителю остается лишь клясть мальчонку, который измывается не только над сестрой, но и над ним, зрителем, уже понявшим, что его ждет созерцание простого, как грабли, квеста «Сестрица Аленушка ищет братца Иванушку». И точно: Кэсси, побегав немного за автобусом, останавливается и, глядя на медвежонка, проникновенно произносит: «Я обязательно найду тебя, Сэми».

Между тем Сэма и других детей доставляют в Райд-Патерсон. Встретившая их на базе сержант Резник (Мария Белло), похожая на женщину ровно столько же, сколько картина «5-я волна» — на настоящий постапокалиптический фильм, заявляет: «Именно вы должны расправиться с Иными. Мы сделаем из вас настоящих солдат, способных выполнить это». Как говорится, здравствуйте, приехали. Но и это не все прелести фильма.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Кэсси же на пути к базе, куда она идет пешком, крепчает и мужает (если можно так сказать о девушке). Да, она по-прежнему мыслит по-девчачьи, вроде: «Война войной, а хипстерскую шапочку надо носить стильно». Но теперь она способна застрелить человека, если почувствует в нем угрозу, ведь под маской добряка может скрываться существо, инфицированное Иными. Поэтому молодой человек Эван (Алекс Роу), случайно встреченный и спасший ей жизнь, поначалу вызывает у нее подозрения. Постепенно Кэсси начинает доверять ему и даже влюбляется в этого, безусловно, привлекательного парня с томными глазами и мускулистым торсом. Прозрение приходит в тот миг, когда девушка наблюдает Эвана в драке с Иными. Надо сказать, сцена схватки отсылает зрителя (мало кто поверит, но факт!) к «Сумеркам». Неслучайно: в финале эпизода выяснится, красавец, конечно, не совсем монстр, но что-то нечеловеческое в нем есть...

Суть последней волны прояснится позже, тогда-то окончательно станет понятно: фильм с его наивом, деревянными диалогами и пафосными рассуждениями о человечности настолько незатейлив, что его целевой аудиторией могли бы стать дети, едва научившиеся пересчитывать пальчики одной руки. Но малышей и подростков я бы лично на «5-ю волну» не пускала — надо, чтобы они выросли и обрели культурное противоядие от подобных «шедевров».

Единственная интересная мысль мелькает в беседе Иного и одного паренька. «Мы не слишком различаемся с вами, — говорит пришелец. — Вы, люди, на нашем месте поступили бы так же». Юный американец горячо возражает: «Нет! Мы не стали бы истреблять целый вид!» «Стали бы», — почти ласково утверждает Иной. И зрителю с ним трудно поспорить.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​И еще раз «Про любовь»

Жаннат Идрисова

​Пять фильмов о Рождестве — от философии до иронического триллера

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить