18+
11.10.2017 Тексты / Интервью

​Что сказал Марио Варгас Льоса?

Записала: Дарья Лебедева

Фотография Fronteiras do Pensamento / flickr.com

В Москву на вручение премии «Ясная Поляна» приехал перуанский писатель, лауреат Нобелевской премии Марио Варгас Льоса. На встрече с читателями он побеседовал о культуре, роли писателя в современном мире и прокомментировал выбор Нобелевского комитета в этом году.

О нобелевском лауреате этого года

— Прекрасный выбор. Кадзуо Исигуро — известный японский писатель, полностью включенный в мировое и европейское сообщество. Из его книг больше всех мне нравится «Остаток дня».

О противостоянии диктатуры и свободной личности

— Самая замечательная диктатура всегда хуже самой плохой демократии.

О роли писателя в современном мире

— В любом, даже самом технологичном обществе главная функция писателя — оставаться настоящим писателем. Для этого ему важно продолжать писать бумажные книги, потому что, если он пишет для экрана компьютера или гаджета, его дар становится более поверхностным и пустым.

О культуре

— Культуры сейчас стало намного больше, чем раньше, но это только количественный показатель. Качество культуры при этом неуклонно падает, культура становится более поверхностной, менее оригинальной и превращается в развлечение. Я против этого: культура — не развлечение.

Я не считаю, что культура должна быть управляемой. Культура — это спонтанное выражение традиций, обычаев, верований каждого народа и того разнообразия, которым отличается род человеческий. Настоящая культура очень серьезно влияет на общество: она развивает человеческие чувства, обогащает воображение и язык. Это учит человека оттенкам мысли, их разнообразию. А главное — культура развивает в человеке критическое мышление, а это залог его свободы.

Культура должна быть свободной. Мышление писателей, философов, творцов должно быть свободным. Естественно, что в свободном творческом мире всегда будет место и хорошим, и плохим писателям, благостным и дурным мыслям, а заодно банальным авторам, фальсификаторам и лжепророкам. Но культура обладает особой силой выявлять настоящее. Если культура останется сложным механизмом, внутри которого свободно сосуществует все, именно в этой свободе победит лучшее, главное, человеческое, настоящее, продуктивное.

Фотография Дарьи Лебедевой


О своей главной книге

— Не знаю, удалось ли мне написать шедевр. Если выбирать из всех моих книг одну, я бы остановился на «Разговоре в „Соборе“». Я работал над ней три года, и это было трудно. Первый год я блуждал в концептуальной темноте, не очень понимая, как дальше будет развиваться действие. Роман рождался очень тяжело. Какое счастье, что нам не нужно выбирать одну-единственную книгу! Мир литературы богат, и перед нами огромный выбор из множества книг.

Об экранизациях

— Экранизаций много, я видел и хорошие, и плохие, но ни одного своего романа в них мне ни разу не удалось узнать. Кинематограф сжимает книгу, а фактура слова не может быть переведена на кинематографический язык.

О политике

— Из своего политического опыта я вынес две вещи: во-первых, я плохой политик, это не мое. Во-вторых, политика извлекает из человека его самые плохие черты: поддавшись магии власти, он изменяет своим убеждениям, принципам, морали. Поэтому необходимо такое устройство общества, чтобы эта магия не могла получить слишком большой силы, важно разрабатывать механизмы контроля власти.

Другие материалы автора

Дарья Лебедева

​Франкл. Несвятая святость

Дарья Лебедева

Ольга Берггольц: «Высший день жизни»

Дарья Лебедева

​Путешествие к себе и обратно

Дарья Лебедева

​Космос. Мечты и кошмары

Еще рецензии

​Шолом-Алейхем и раннее еврейское кино

25 сентября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», осуществляемой при поддержке фонда «Генезис», в Государственном институте искусствознания профессор литературоведения Бер Котлерман рассказал о том, что такое инсайдерское еврейское кино и какие фильмы хотел снимать писатель Шолом-Алейхем.

05.10.2017 Тексты / Статьи

​Искусство — детям. Метод Барб-Галль

Детский писатель Ирина Лисова рассказывает о французском способе разъяснения искусства детям.

06.10.2017 Тексты / Рецензии

​В стакане мухоедства

Литературный критик Сергей Морозов об образе интеллектуала в трилогии немецкого писателя Арно Шмидта.

09.10.2017 Тексты / Рецензии

​«Если нам удастся — мы до ночи не вернемся в клетку»

Детский писатель Лариса Романовская о романе про побег гэдээровских подростков в ФРГ незадолго до падения Берлинской стены.

10.10.2017 Тексты / Рецензии