18+
04.08.2015 Тексты / Интервью

Николай Свечин: исторический детектив — штука трудозатратная

Беседовала Евгения Коробкова

Фотография архив Николая Свечина

Автор «Туркестана» Николай Свечин рассказал Rara Avis о сыщике Лыкове, сложностях детективного жанра и уходе Бориса Акунина на покой.

— Николай, вот не обидно ли вам: вы, допустим, в сто раз лучше Акунина пишете исторические детективы...

— Вы не правы. Я ни в коем случае не лучше Акунина. В своих книгах «золотой поры» Григорий Шалвович поднялся на такой уровень, что всем нам до него, как до Луны...

— Это какие книги вы имеете в виду?

— Лично я регулярно перечитываю «Смерть Ахиллеса», «Особые поручения» и «Алмазную колесницу». И с неизменным удовольствием. Но у каждого «акуниста» свой список.

— А я слышала, что вас бесит, когда вас сравнивают с Акуниным. Вы, мол, раньше начали писать исторические детективы, а знают акунинского Фандорина, а не вашего сыщика Лыкова...

— Во-первых, я стал писать ретродетективы намного позже Акунина. А во-вторых, не надо ранжировать авторов. Свечин — это одно, Акунин — другое, Любенко — третье. На мой взгляд, читателям нужны всякие авторы. Лишь бы они обладали талантом. А не один-два крупных писателя со свитой эпигонов-подражателей. Ведь вся прелесть мира в его многообразии. Пусть разные авторы пишут разные книги, а читатель выбирает.

— Ой, про эпигонов. А правду говорят, что ваш первый роман — был подражанием Валентину Лаврову? Такой писатель был, кажется, он и сейчас жив... Исторические романы в Советском Союзе писал.

— Это не первый роман, а студенческая поделка, шутка времен второго курса университета. Называлась «Парижские тайны ротмистра Иванова». Валяется до сих пор в столе, в личном архиве. И печатать ее не стоит. А пародия именно на Лаврова потому, что тогда никого другого и не было. Книг его я, признаться, не читал — лишь пролистал одну-две.

— То есть, Лавров вам не учитель?

— Разумеется, нет. Я к его творчеству никак не отношусь

Моя авторская особенность — это тщательная передача времени

— А в чем вот конкретно ваша особенность как писателя?

— Мне кажется, моя авторская особенность — это тщательная передача времени. Для меня фактура книги не менее важна, чем сюжет...

— Вот вас бранят, что это как бы не «чистый жанр»...

— Я осознаю, что в детективах не силен. Есть же целая наука о том, как их писать! Законы, тенденции. Тут я волыню: сочиняю, как бог на душу положит. Поэтому мои книги часто скорее — полицейские боевики, нежели детективы. Нет головоломных загадок, но много действия. Иногда я поддаюсь на критику, что-то вымучиваю, но потом становится скучно, и я опять пишу динамичные книги...

— Почему сегодня исторический детектив — на пике популярности?

— На пике? Вы думаете? Я не уверен. Жанр популярнее не становится. Тиражи мельчают... Чтобы читать наши книги — надо любить историю. А это не всем интересно. Проще прочитать «про ментов».

— Слушайте, но новые-то авторы появляются... И вас, я слышала, экранизировать собирались...

— За новых авторов — говорим «спасибо» Борису Акунину. Он своими книгами поднял жанр на небывалую прежде высоту. И воспитал целый слой читателей, которым привил этот интерес к прошлому. Теперь этим читателям хочется еще и еще. Но — вот что получилось: Акунин устал от своего героя, перерос его. А читатель акунинский — остался без автора. Хочется еще, но авторов такого же калибра нет, и долго еще не будет. Даниэль Клугер ушел из исторического детектива, Леонид Юзефович — тоже. Так что трудные времена для любителей жанра грядут.

— А с экранизацией ваших книг что?

— Да ничего! Первый канал заморозил этот проект. По непонятным мне причинам матерые сценаристы канала даже не сумели написать сценарий по «Завещанию Аввакума». Почему — загадка. Вроде бы не «Война и мир», а простенький боевичок... А потом начался кризис, и все окончательно засохло...

«Завещание Аввакума» — первая книга Николая Свечина (р.1959), вышла в 2005 году. Собственно с нее и началась захватывающая многостраничная эпопея сыщика Алексея Лыкова.
В какие только передряги не ввязывался нижегородский детектив с 1879 года. Наведя порядок в родном городке (где Лыков схлестнулся с шайкой Оси Душегуба за пропавшую страницу из рукописи протопопа Аввакума), он ринулся в Петербург ловить гнусных народовольцев, замышлявших покушение на царя-батюшку («Охота на царя», 2005). Шпионил за бандой абреков в Дагестане («Пуля с Кавказа», 2012) и даже бывал при дворе самого Его Императорского Величества, естественно, по делу («Убийство церемониймейстера», 2014). Иными словами, немало на своем веку повидал этот напористый и во всех смыслах одаренный молодой человек. А уж сколько проходимцев, жуликов и террористов обезвредил...
Что же до его создателя, то Николай Свечин, на сегодняшний день автор уже 13 книг, прославился на ниве «исторического детектива».

Справка RA:

Читать дальше

— Весной у вас новый роман вышел, «Туркестан». Далеко же вы своего сыщика Лыкова загнали...

— Я его сознательно гоняю. Ну не может же быть, чтобы все происшествия в одном Нижнем Новгороде случались! Лыков побывал уже и в Дагестане, и в Варшаве, и на Сахалине, и на Нерчинской каторге. Теперь вот ему выпал Туркестан.

— Антуражное место!

— Я же говорю, для меня фактура книги важна не меньше, чем ее сюжет. Мусульманское духовенство готовит восстания. Мутит воду британская разведка. И русские жулики всех мастей, влезшие во власть, воруют и воруют... Словом, пороховая бочка готовилась взорваться, и взорвалась в конце концов в семнадцатом году. Вот когда я узнал, что за убийство русского власти отбирали у туземных аулов две тысячи десятин земли, это сразу же подсказало идею аферы интендантов. И легло в основу сюжета всей книги.

— Трудозатратно автору писать качественный исторический детектив?

— Не то слово! Сбор информации занимает гораздо больше времени, чем написание самого текста. Такова специфика жанра.

— Вот я тоже хочу попробовать написать исторический роман. Расскажите, к каким источникам мне обращаться...

— Скажу, как я делаю. Прежде всего, стараюсь найти карту тех мест, где будут действовать мои герои. Старую карту, разумеется. Затем ищу мемуары, путевые заметки, дневники современников, адрес-календари. Добавляю научные монографии. В итоге получается тот коктейль, из которого и вырисовывается книга.

— А вас кто-нибудь проверяет?

— Все мои книги предварительно вычитывают два человека: друг и коллега, питерский писатель Валерий Введенский, и юрист из Подмосковья Иван Скобеев. Иван интересуется историей и подсказывает мне особенности законодательства того времени. Еще очень помогает замечательный редактор Екатерина Кузнецова. Но «ляпы» все равно бывают.

— Среди читателей существует целая группа «охотников за ляпами». Они обожают выискивать исторические ляпы в фильмах, книгах, вот и ваш «Туркестан» тоже немножко подраконили...

— Да? Обидно, обидно... Не люблю исторических ляпов у своих коллег, и еще больше не люблю их у самого себя. Поэтому, если читатель укажет мне на допущенные ошибки, я буду ему за это признателен. Все ошибки я фиксирую и жду лучших времен. Обязательно исправлю, если книги переиздадут.

Стараюсь читать всех, кто работает в моем жанре

— Ну и традиционный вопрос в финале: читаете ли вы детективы, что посоветуете?

— Я стараюсь читать всех, кто работает в моем жанре. Чтобы иметь о коллегах представление: одну-две книги, этого достаточно. Если автор нравится (например, как Валерий Введенский), то читаю все его произведения. А вот посоветовать что-то конкретное почитать — не могу, вы уж извините. Только крупными мазками. Весь Сименон, весь Рекс Стаут. Три вышеупомянутых книги Акунина о Фандорине плюс все три его же книги о сестре Пелагее. И — обязательно — «Приказчик без головы» Валерия Введенского.