18+
26.03.2021 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 20–26 марта 2021

  • Очень странные и даже, можно сказать, тревожные тенденции выявили социологи в опросах, приуроченных ко дню работника культуры (25 марта). Выяснилось, что у большинства — 61% из 1600 опрошенных ВЦИОМом россиян — культурная жизнь за последние три — пять лет не стала более насыщенной и интересной. А улучшения отметил только примерно каждый третий — 35%. Наиболее востребованными на рынке труда россияне считают сейчас в основном такие специальности из сферы культуры и искусства, как музыкальные работники и педагоги. И то — о них вспомнили лишь 10% респондентов. Как ни странно, еще меньше участников опроса упомянули артистов и актеров, далее по убывающей — художники, режиссеры, дизайнеры. О востребованности писателей в «самой читающей стране» сказали только 2% опрошенных. Современная литература для части граждан, похоже, закончилась на школьной программе. Когда социологи спросили: «Произведения каких современных российских писателей, поэтов заслуживают перевода на другие языки мира?», люди упомянули прежде всего Пушкина (3% опрошенных), Толстого (2%), также единицы прибавили к этому списку Лермонтова, Достоевского, Чехова, Есенина, Гамзатова. Из актуального опять-таки единицы смогли вспомнить разве что Акунина, Пелевина, Прилепина и Лукьяненко. При этом подавляющее большинство — 76% — в принципе затруднились с ответом. Тут можно только предполагать, что перевесило: неосведомленность людей по поводу современной российской литературы или же полное в ней разочарование.
  • На этой неделе — опять-таки не без скандалов с политическим привкусом — в Москве стартовала Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Тем, кто не сможет до нее добраться в это пока еще ковидное время, стоит обратить внимание на опубликованную на официальном сайте программу выступлений и презентаций. Постепенно около анонсов там выкладываются ссылки на видеозаписи некоторых прошедших встреч, обсуждений и лекций. Конечно, всё субъективно, но, наверное, одним из заметных событий ярмарки можно назвать перформанс «Каждому россиянину — боль и слава», организованный Creative Writing School. Зрителей пригласили «к соучастию в извлечении смысла и слова из реальности». Во время этого действа несколько, возможно, патологоанатомов вскрывали символический труп — белую мумию, извлекая из нее подобия органов, а на самом деле постепенно освобождая из-под нескольких слоев пленки и мусора по-настоящему живого человека. Все это сопровождалось фиксацией ощущений на большом экране: «Я чувствую боль. Что это? Это человек? Может, это Бог? <...> У него черные очки и сосредоточенное лицо. У него в руках серебристый скипетр. Скипетр Боли и Славы. <...> Я вижу мутно-молочную пленку. Пена дней? Пелена жизни? Я умираю? Или я рождаюсь? Как это обычно бывает?». И так далее — вплоть до сомнений, Бог ли это, до осознания своего тела прежде всего через пальцы, из которых будет литься текст. Этот перформанс предварял презентацию книги Ольги Фатеевой «Скоропостижка» — «о реалиях работы судебно-медицинского эксперта с 15-летним стажем». О неизбежном контакте со смертью — всегда ужасающей, но особенно тогда, когда она насильственная. Человек и хрупок, и жесток. И как-то это оказалось неожиданно созвучно всем тем новостям о скандальной, просвещающей, но и одновременно извлекающей коммерческую выгоду выставке на ВДНХ «Мир тела» (Body Worlds), о недавно вышедших интервью и новых сериалах, посвященных маньякам. Эстетическая и этическая ценность некоторых примеров вызывает споры, но бульон бурлит — возможно, как раз потому, что всех и влечет, и мучает, и пугает тайна смерти вне зависимости от того, на каком уровне ведется разговор. Этот разговор, как видим, нужен. «Тайна смерти так и не познана. И я надеюсь, не будет познана никогда. Точно так же, как и тайна рождения, — говорит Ольга Фатеева. — Все мои будничные знания о смерти не исключают тайны, но я не намного ближе к ней, чем все присутствующие здесь». Ну, а если кто-то сомневается, Фатеева уточнила, что, по ее мнению, ее книга как раз про жизнь.
  • Фильм режиссера Хлои Чжао «Земля кочевников» с Фрэнсис МакДорманд завоевал премию Гильдии продюсеров Америки в главной категории — «Лучший фильм для показа в кинотеатрах». Эта лента уже победила на Венецианском кинофестивале-2020, получила два «Золотых глобуса» в главных категориях. И теперь ее считают одним из главных претендентов на Оскара в 2021 году. «Мгновенная классика», — называют этот фильм критики, имея в виду, что как только «Земля кочевников» вышла в свет, сразу возникло ощущение, что она была всегда, что ее не могло не быть. Что наша жизнь? Путешествие, конечная цель которого либо удовольствия, либо заработки, либо рождение новой жизни и смерть.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

Новости недели. 6–12 марта 2021

Читать по теме

​Четырежды Луна

Ведущий обозреватель Rara Avis Александр Чанцев о непереведенной биографии актуального китайского художника Ай Вэйвэя и его документируемом разрушении общекитайского уклада.

20.04.2017 Тексты / Рецензии

​Александр Долин. Не считаю себя настоящим хайдзином

После 26 лет жизни в Японии в Россию вернулся писатель, переводчик, поэт и профессор Александр Долин. Александр Куланов поговорил с сэнсэем о цунами малограмотных переводов, японской лирике и русской поэзии.

25.04.2017 Тексты / Интервью

​Редкая птица

Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова о том, как «Хохлатый ибис» улетел с «Золотым Святым Георгием» с 39 Московского международного кинофестиваля.

12.07.2017 Тексты / Рецензии

​Сплошное паразитство

О великолепии тьмы в фильме-победителе Каннского фестиваля — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

26.06.2019 Тексты / Рецензии