18+
19.02.2021 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 13–19 февраля 2021

  • 14 февраля не только влюбленные праздновали День Святого Валентина, но и библиофилы — международный день книгодарения (International Book Giving Day). Возможно, теперь подарок в виде «аналоговой» книги со всеми ее бумажными запахами и тактильными особенностями — это уже и не такое скучное, как могло еще недавно показаться некоторым, решение. Особенно если учесть, что все чаще люди отдают предпочтение электронным форматам, которые и дешевле, и транспортабельнее. Книга становится «бутиковым» товаром и даже престижным элементом интерьера, как, допустим, массивный дубовый стол, шахматная доска или пианино. Например, британская компания Bookbarn International, которая продает и сдает в аренду книги для съемок кино и телепередач, сообщила о выросшем в разы спросе в условиях самоизоляции. С чем это связано? Ответ неожиданный: люди, работающие из дома и выходящие в Zoom для проведения онлайн-совещаний и переговоров, хотят, чтобы в кадре на заднем фоне виднелись шкафы, заполненные книгами. Ведь это не только красиво, но и демонстрирует их кругозор и начитанность. Некоторые заказывают целые библиотеки, книги в которых особым образом сортируются в зависимости от содержания, названия или просто цвета обложки.
  • Режиссер Мартин Скорсезе начал крестовый поход против стриминговых сервисов, которые, как он считает, окончательно превращают кинозрителя в потребителя и выстраивают алгоритмы, чтобы точно его заинтересовать, развлечь. Все это говорит о пренебрежительном отношении к кино как искусству, рассказал Скорсезе в своем эссе для Harper's Magazine под названием «Маэстро. Федерико Феллини и потерянная магия кино». Годар, Бергман, Кубрик и уже упомянутый Феллини, похоже, постепенно уходят в тень, а балом правит бизнес. Режиссер рассуждает о слове «контент», которое еще 15 лет назад использовалось в смысле «содержание» как противопоставление «форме», его можно было услышать в обсуждениях кино на серьезном уровне. Но затем этим словом начали жонглировать владельцы медиа, которые, как считает Скорсезе, практически ничего не знают об истории киноискусства. И постепенно слово «контент» стало определением для всего, что связано с видеоизображением: будь то творение киноклассика, ролик с котом, спортивная реклама, супергеройский сиквел или эпизод сериала. С одной стороны, такой подход, когда все подается на равных условиях, приносит пользу некоторым режиссерам — Скорсезе признает, что даже он в их числе. Но с другой — происходит обесценение искусства, важность произведения определяется суммой денег, которую можно на нем заработать. Режиссер предлагает альтернативу — кураторство, когда зрителю помогают ориентироваться в мире кино не алгоритмы, а люди, желающие поделиться своими знаниями и накопленным опытом просмотра.
  • Искусство на кончиках пальцев, когда произведения великих художников доступны одним касанием. По этому пути идут многие галереи и музеи в мире, причем некоторые начали трансформацию еще до пандемии. Но теперь цифровизация, конечно, становится основным способом выживания. В Третьяковской галерее сообщили о планах создать онлайн-«энциклопедию» русского искусства на основе собственных собраний. Как поясняют инициаторы, это идея с мощным просветительским посылом, предполагающая подготовку огромного количества новых текстов, изображений экспонатов, которые раньше не выкладывались онлайн. Есть в этой инициативе и финансовая прагматика. Сообщается, что на первом этапе на специальном портале появится 2 тыс. изображений произведений, сопровождающихся текстами. Половина из них в свободном доступе, а другая тысяча изображений будет закрыта заставками, и пользователи смогут открыть их, сделав пожертвование от 100 рублей. На этом моменте можно остановиться подробнее. «Мы с самого начала думали о том, что у проекта должен быть краудфандинговый эффект», — рассказали в галерее. Те пользователи, которые сделают пожертвование от 100 рублей, смогут открыть и для себя, и для других изображения, скрытые за заставками. Но открываться они будут в произвольном порядке, можно только выбрать вид искусства. Помимо этого предлагается стать патроном того или иного цифрового экспоната. Для этого нужно внести взнос от 5 тысяч рублей, и затем работой можно будет делиться, допустим, в социальных сетях. Взносы пользователей поступят в фонд целевого капитала галереи, проценты от доверительного управления направят на пополнение музейного собрания.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 30 января — 5 февраля 2021

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 6–12 февраля 2021